Дата введения 2010-07-01
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
1 РАЗРАБОТАН Рабочей группой, состоящей из представителей Федерации Независимых Профсоюзов России, Российского союза промышленников и предпринимателей, ООО "Экожилсервис" и Учреждения Федерации Независимых Профсоюзов России "Научно-исследовательский институт охраны труда в г.Екатеринбурге"
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 251 "Безопасность труда"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 августа 2009 г. N 284-ст
В настоящем стандарте учтены основные нормативные положения МОТ-БГТ 2001 "Руководящие принципы по системам управления безопасностью и гигиеной труда"* (ILO-OSH 2001 "Guidelines on occupational safety and health management systems").
________________
* В официальных источниках МОТ на русском языке приводится вариант перевода МОТ-БГТ 2001 "Руководящие принципы по системам управления безопасностью и гигиеной труда" (ILO-OSH 2001 Guidelines on occupational safety and health management systems). Однако в России некоторые специалисты используют другой вариант перевода с английского - МОТ-СУОТ 2001 "Руководство по системам управления охраной труда".
В настоящем стандарте реализованы нормы раздела X Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ с изменениями и дополнениями
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 придает особое значение аудитам как методу менеджмента для обеспечения мониторинга и определения эффективности и результативности системы управления охраной труда и ее элементов по обеспечению безопасности и охраны здоровья работников и предотвращению инцидентов. Аудиты являются также существенной частью деятельности по оценке соответствия при сертификации/регистрации, оценке поставщиков, инспекционном контроле.
Настоящий стандарт содержит руководящие указания по управлению программами аудита, проведению внутренних или внешних аудитов системы управления охраной труда, а также по компетентности и оценке аудиторов (экспертов). Стандарт предназначен для потенциальных пользователей, включая аудиторов (экспертов), организаций, внедряющих систему управления охраной труда; организаций, в которых необходимо провести аудит системы управления охраной труда согласно договорам организаций, участвующих в сертификации или в обучении аудиторов (экспертов).
Указания настоящего стандарта являются гибкими. Использование этих указаний может быть различным в зависимости от размера, вида деятельности, сложности проверяемых организаций, а также целей и области аудита. В выделенных рамках представлены дополнительные указания или примеры по конкретным вопросам в виде практических рекомендаций. В некоторых случаях они направлены на поддержку использования настоящего стандарта на малых предприятиях.
Настоящий стандарт содержит только общие указания, однако пользователи могут использовать их для разработки своих собственных требований, связанных с аудитом.
Руководящие указания настоящего стандарта могут быть полезны для лиц или организаций, заинтересованных в мониторинге соответствия требованиям, например требованиям законов или регламентов.
Настоящий стандарт содержит руководящие указания по принципам аудита, управлению программами аудита, проведению аудита системы управления охраной труда, а также по компетентности аудиторов для проведения этих аудитов.
Настоящий стандарт предназначен для организаций, которым необходимо проводить внутренние и/или внешние аудиты системы управления охраной труда или управлять программами аудита.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.0.230-2007 Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда. Общие требования
ГОСТ Р ИСО 19011-2003 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
|
3.1 аудит (проверка) - Систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита (3.3) и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения критериев аудита (3.2). |
Примечания
|
1 Внутренние аудиты, называемые "аудитами первой стороны", проводит для внутренних целей сама организация или от ее имени. Результаты внутреннего аудита могут служить основанием для декларации о соответствии. Во многих случаях, особенно на малых предприятиях, независимость при аудите демонстрируют отсутствием ответственности за деятельность, которая подвергается аудиту. |
2 Внешние аудиты включают в себя аудиты, называемые "аудитами второй стороны" и "аудитами третьей стороны". Аудиты второй стороны проводят стороны, заинтересованные в деятельности организации, например потребители или другие лица от их имени. Аудиты третьей стороны проводят внешние независимые организации, которые проводят:
- сертификацию организации работ по охране труда на соответствие требованиям нормативных правовых актов, содержащим государственные нормативные требования охраны труда,
- сертификацию системы управления охраной труда на соответствие требованиям ГОСТ 12.0.230, OHSAS 18001.
|
3.2 критерии аудита (audit criteria) - Совокупность политики, процедур или требований |
|
3.3 свидетельства аудита (audit evidence) - Записи, изложение фактов или другая информация, которые имеют отношение к критериям аудита (3.2) и могут быть проверены. |
|
3.4 выводы (наблюдения) аудита (audit findings) - Результат оценки собранных свидетельств аудита (3.3) на соответствие критериям аудита (3.2). |
|
3.5 заключение по результатам аудита (audit conclusion) - Выходные данные аудита (3.1), предоставленные аудиторской группой (3.9) после рассмотрения целей аудита и всех выводов аудита (3.4). |
|
3.6 заказчик аудита (audit client) - Организация или лицо, заказавшие аудит (3.1). |
|
3.7 проверяемая организация (auditee) - Организация, подвергающаяся аудиту. |
|
3.8 аудитор (эксперт) (далее - аудитор) (auditor) - Лицо, обладающее компетентностью (3.14) для проведения аудита (3.1). |
|
3.9 аудиторская группа (комиссия) (далее - аудиторская группа) (audit team) - Один или несколько аудиторов (3.8), проводящих аудит (3.1), при необходимости поддерживаемые техническими экспертами (3.10). |
|
3.10 технический эксперт (technical expert) - Лицо, предоставляющее аудиторской группе (3.9) свои знания или опыт по специальному вопросу. |
|
3.11 программа аудита (audit programme) - Совокупность одного или нескольких аудитов (3.1), запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели. |
|
3.12 план аудита (audit plan) - Описание деятельности и мероприятий по проведению аудита (3.1). |
|
3.13 область аудита (audit scope) - Содержание и границы аудита (3.1). |
|
3.14 компетентность (competence) - Проявленные личные качества и выраженная способность применять свои знания и навыки. |
|
3.15 заинтересованная сторона (interested party) - Лицо или группа лиц, заинтересованные в деятельности или успехе организации. |
|
3.16 система управления охраной труда - (occupational safety and health management system) - Набор взаимосвязанных или взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели по охране труда и процедуры по достижению этих целей. |
Принципы проведения аудита делают аудит результативным и надежным методом поддержания политики руководства и контроля, обеспечивая информацией, на основе которой организация может улучшать свои характеристики, а также являются предпосылкой для объективных заключений по результатам аудита.
Принципы проведения аудита:
- этичность поведения;
- беспристрастность;
- профессиональная осмотрительность;
- независимость;
- подход, основанный на свидетельстве.
Определение и характеристика каждого принципа приведены в ГОСТ Р ИСО 19011 (раздел 4).
5.1 Общие положения
В зависимости от размера, вида деятельности и сложности проверяемой организации программа аудита может включать один и более аудитов. Эти аудиты могут иметь различные цели и включать совместный или комплексный аудит. |
Примечания |
5.2 Цели и объем программы аудита
5.2.1 Цели программы аудита
Для того чтобы спланировать аудиты и провести их, необходимо определить цели программ аудитов.
Для определения целей необходимо рассмотреть:
- требования нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда;
- требования, предусмотренные контрактом;
- приоритеты руководства;
- требования системы управления охраной труда;
- риски организации;
- необходимость оценки поставщика;
- требования потребителя;
- потребности заинтересованных сторон;
- коммерческие намерения.
Пример - Цели различных программ аудита:
- обеспечение выполнения требований к сертификации системы управления охраной труда на соответствие стандарту;
- проверка соответствия требованиям контракта;
- получение и поддержание уверенности в возможностях поставщика;
- содействие улучшению системы управления охраной труда.
5.2.2 Объем программы аудита
На объем программы аудита влияют размер, вид деятельности, сложность структуры проверяемой организации, а также: |
е) заключения по результатам предыдущих аудитов или анализ результатов предыдущих программ аудитов; |
Пример - Программа аудита включает в себя следующее:
- ряд внутренних аудитов системы управления охраной труда организации, проводимых в текущем году;
- аудиты второй стороны систем управления охраной труда потенциальных поставщиков "критичной" продукции, услуги;
- аудиты по сертификации и инспекционные аудиты, проводимые органом по сертификации системы управления охраной труда в качестве третьей стороны, в период времени, согласованный между органом по сертификации и заказчиком.
Программа аудита также включает в себя планирование, обеспечение ресурсами, разработку процедур для проведения аудитов в объеме программы.
Для малых предприятий в программу внутреннего аудита целесообразно включать целевые проверки инженера по охране труда, проверки постоянно действующей комиссии по охране труда и промышленной безопасности.
5.3 Ответственность за программу аудита, ресурсы и процедуры
5.3.1 Ответственность за программу аудита
Ответственность за управление программой аудита возлагается на одно или нескольких лиц, имеющих общее представление о принципах аудита, компетентности аудитора и применении методов аудита. Эти лица также должны обладать навыками организации работ по охране труда, знаниями требований нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на область аудита.
Ответственные за управление программой аудита должны:
- определять цели и объем программы аудита;
- определять ответственность и процедуры, а также гарантировать обеспечение необходимыми ресурсами;
- внедрять программу аудита;
- вести записи по программе аудита;
- осуществлять мониторинг, анализ и улучшение программы аудита.
5.3.2 Ресурсы для программы аудита
При определении ресурсов для программы аудита необходимо учитывать: |
5.3.3 Процедуры программы аудита
Процедуры программы аудита включают в себя: |
5.4 Внедрение программы аудита
Внедрение программы аудита включает в себя: |
5.5 Записи по программе аудита
Записи по программе аудита должны включать в себя: |
5.6 Мониторинг и анализ программы аудита
Должен проводиться мониторинг внедрения программы аудита, а через определенные интервалы времени - анализ достижения целей и идентификация возможностей улучшения программы. О результатах анализа необходимо докладывать высшему руководству. |
6.1 Общие положения
Частью программы аудита являются указания по планированию и проведению аудитов. Типовая блок-схема проведения аудита приведена на рисунке 2. Степень распространения требований настоящего раздела зависит от области применения, сложности конкретного аудита и предполагаемого использования заключений по результатам аудита. |
Рисунок 2. Типовая схема проведения аудита
Примечание - Пунктирные линии указывают на то, что действия по результатам аудита не являются частью аудита. |
6.2 Организация проведения аудита
6.2.1 Назначение руководителя аудиторской группы
Ответственные за управление программой аудита должны назначать руководителя конкретной аудиторской группы. |
6.2.2 Определение целей, области и критериев аудита
Для каждого аудита следует определять цели, область и критерии в пределах программы аудита.
Цели аудита включают в себя:
- определение степени соответствия системы управления охраной труда проверяемой организации или ее частей критериям аудита;
- оценку возможности системы управления охраной труда обеспечивать соответствие требованиям нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и требованиям контракта;
- оценку результативности системы управления охраной труда для достижения конкретных целей;
- идентификацию областей потенциального улучшения системы управления охраной труда.
Область аудита описывает содержание и границы аудита, месторасположение, структурные подразделения, деятельность и процессы, которые подвергаются аудиту, а также сроки аудита.
Критерии аудита следует использовать в виде основы для сравнения, по которой определяют соответствие. Критерии могут включать в себя политику, процедуры, стандарты, требования нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, нормы, регламенты, требования к системе управления охраной труда, требования контрактов.
Цели аудита определяет заказчик аудита. Область и критерии аудита определяют заказчик аудита и руководитель аудиторской группы в соответствии с процедурами программы аудита. Любые изменения целей, области или критериев аудита должны быть согласованы с участвующими сторонами.
6.2.3 Определение возможности проведения аудита
При проведении аудита следует учитывать следующие факторы: |
6.2.4 Формирование аудиторской группы
После решения о возможности проведения аудита следует сформировать аудиторскую группу с учетом компетентности, необходимой для достижения целей аудита. Если аудит проводит один аудитор, он должен выполнять все обязанности, возлагаемые на руководителя аудиторской группы.
При определении численности и состава аудиторской группы следует учитывать следующие факторы:
- цели, область, критерии и продолжительность аудита;
- вид аудита (комплексный или совместный);
- общую компетентность группы по аудиту, необходимую для достижения целей аудита;
- требования нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, требования регламентов, требования контрактов и требования органов по сертификации;
- необходимость обеспечения независимости аудиторской группы от проверяемой деятельности и избежания конфликта интересов;
- возможности членов аудиторской группы результативно сотрудничать с проверяемой организацией и совместно работать;
- язык аудита и понимание специфических социальных и культурных ценностей организации (с учетом собственного опыта аудиторов или при поддержке технического эксперта).
Процесс обеспечения общей компетентности аудиторской группы должен включать следующие этапы: |
6.2.5 Установление первоначального контакта с проверяемой организацией
Первоначальный контакт официального или неофициального характера с проверяемой организацией для проведения аудита устанавливает ответственный за управление программой аудита или руководитель аудиторской группы. Цель первоначального контакта: |
6.3 Анализ документов
Прежде чем начинать деятельность по аудиту на месте, следует проводить анализ документов проверяемой организации с целью определения соответствия критериям аудита.
В зависимости от размера, вида деятельности и сложности проверяемой организации, а также целей и области аудита документация системы управления охраной труда может содержать:
- политику и цели организации по охране труда;
- распределение ключевых управленческих ролей по охране труда и обязанностей по применению системы управления охраной труда;
- наиболее значительные опасности/риски, вытекающие из деятельности организации, и мероприятия по их предупреждению и снижению;
- положения, процедуры, методики, инструкции или другие внутренние документы, используемые в рамках системы управления охраной труда.
Если документация признана неадекватной, то руководитель аудиторской группы должен проинформировать заказчика аудита, ответственных за управление программой аудита и проверяемую организацию и следует принять решение по продолжению или приостановке аудита до тех пор, пока проблемы с документацией не будут разрешены.
6.4 Подготовка к проведению аудита на месте
6.4.1 Подготовка плана аудита
|
Руководитель аудиторской группы должен подготовить план аудита для согласования с заказчиком аудита, аудиторской группой и проверяемой организацией. На основании плана уточняют сроки выполнения отдельных работ, предусмотренных планом. В плане аудита должны найти отражение область и уровень сложности аудита в зависимости, например, от того, первоначальный это или последующий аудит, внутренний или внешний аудит. План аудита должен быть достаточно гибким, чтобы по мере осуществления аудита на месте при необходимости можно было внести изменения, например в область аудита. |
6.4.2 Распределение работ между членами аудиторской группы
Руководитель аудиторской группы должен распределить ответственность между членами группы за аудит конкретных процессов, подразделений, участков, областей или видов деятельности. Такое распределение должно учитывать потребность в независимости, компетентности аудиторов и результативном использовании ресурсов, а также различную ответственность аудиторов, стажеров и технических экспертов. Для достижения целей в процессе аудита могут быть сделаны изменения в распределении ответственности. |
6.4.3 Подготовка рабочих документов
Члены аудиторской группы должны анализировать информацию, относящуюся к распределению ответственности, и готовить для регистрации результатов аудита рабочие документы: |
6.5 Проведение аудита на месте
6.5.1 Проведение предварительного совещания
Предварительное совещание проводят с руководством проверяемой организации или, где это возможно, с теми, кто отвечает за проверяемые подразделения или процессы. Цель предварительного совещания: |
Пример - Предварительное совещание
Как правило, при внутренних аудитах малых предприятий на предварительном совещании объявляют о том, что аудит начинается, и объясняют характер аудита. |
6.5.2 Обмен информацией в ходе аудита
В зависимости от сложности аудита может возникнуть необходимость в заключении официального соглашения по обмену информацией в ходе аудита между аудиторской группой и проверяемой организацией.
В аудиторской группе периодически следует проводить обмен информацией, оценивать ход аудита и, при необходимости, перераспределять обязанности между членами аудиторской группы.
Во время аудита руководитель аудиторской группы должен периодически обмениваться информацией о ходе аудита и всех связанных с этим вопросах с проверяемой организацией и заказчиком аудита. Свидетельство, полученное во время аудита, относительно предполагаемого непосредственного и существенного риска, связанного с безопасностью, должно быть без задержки доведено до сведения проверяемой организации и, если необходимо, заказчика аудита. Информация, выходящая за пределы области аудита, должна также приниматься во внимание и доводиться до сведения руководителя аудиторской группы, чтобы осуществить обмен информацией с проверяемой организацией и заказчиком аудита. Если свидетельство аудита указывает на невыполнимость целей аудита, руководитель аудиторской группы должен доложить проверяемой организации и заказчику о причинах принятия соответствующих мер, включающих корректировку и переутверждение плана аудита, изменение целей или области аудита, или прекращение аудита.
Любые изменения области аудита, которые могут быть заметными в ходе выполнения аудита, следует анализировать и утверждать должным образом.
6.5.3 Роль и обязанности сопровождающих лиц и наблюдателей
Сопровождающие лица и наблюдатели не являются аудиторами, поэтому они не должны оказывать влияния на проведение аудита или вмешиваться в проведение аудита. |
6.5.4 Сбор и верификация информации
Во время аудита информация, относящаяся к целям аудита, области и критериям аудита, включая информацию, касающуюся взаимодействия между подразделениями, деятельности и процессов, должна быть собрана путем необходимых выборок и верифицирована. Свидетельством аудита может быть только информация, которая может быть верифицирована. Свидетельства аудита должны быть зарегистрированы.
Методы сбора информации включают: |
1 Источники информации
Выбранные источники информации зависят от области и комплексности аудита и включают в себя: |
в) документы (политика, цели, планы, процедуры, стандарты, инструкции, журналы, лицензии и разрешительные документы, спецификации, чертежи, контракты и заказы);
г) записи (протоколы) проверок, протоколы совещаний, отчеты (акты) по аудитам, записи по мониторингу программ и результаты измерений); |
ж) отчеты, источниками которых могут быть, например, обратная связь от заинтересованных сторон;
и) компьютеризованные базы данных и веб-сайты. |
2 Проведение опросов
|
Опросы проводят с учетом ситуации и опрашиваемого лица. При этом аудитор должен принимать во внимание следующее: |
6.5.5 Поведенческий аудит безопасности
6.5.5.1 Цель поведенческого аудита
Поведенческий аудит направлен на:
- немедленное исправление опасного поведения;
- немедленную поддержку безопасного поведения и тех условий, которые работник предпринял, чтобы выполнять требования безопасности;
- выявление причин выполнения работы с нарушениями нормативных требований (недостаточное обучение, отсутствие условий, невнимательность и т.д.);
- подтверждение приверженности принципу безопасной работы;
- концентрацию внимания работников на важности вопросов безопасности.
6.5.5.2 Категории наблюдения
В процессе поведенческого аудита применяют шесть категорий наблюдения за:
- реакцией работника, заметившего на объекте лицо, осуществляющее поведенческий аудит;
- положением (позой) работника или действием людей;
- правильным применением спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты;
- состоянием инструментов и оборудования;
- выполнением требований инструкций, правил и процедур;
- порядком на рабочем месте.
Пример - Наблюдение за использованием средств индивидуальной защиты
При наблюдении за тем, как работник использует средства индивидуальной защиты, следует обращать внимание на следующее:
- соответствуют ли средства индивидуальной защиты характеру выполняемых работ;
- используются ли работником средства индивидуальной защиты в соответствии с типовыми отраслевыми нормами или принятой в организации практикой. Если нет, то почему - мешают выполнению работ, неудобны в ношении, незащищают от опасных и вредных производственных факторов;
- обеспечены ли работники регламентированными для данных работ средствами индивидуальной защиты.
6.5.6 Формирование выводов аудита
Для получения выводов аудита свидетельства аудита должны быть сопоставлены с критериями аудита. Выводы аудита указывают на соответствие или несоответствие критериям аудита. Если это определено целями аудита, выводы аудита могут определять возможности для улучшения. |
6.5.7 Подготовка заключения по результатам аудита
Аудиторская группа до заключительного совещания должна выполнить следующее: |
Заключения по результатам аудита должны содержать:
- степень соответствия системы управления охраной труда критериям аудита;
- результативность внедрения, поддержания и улучшения системы управления охраной труда;
- возможности процесса анализа со стороны руководства для обеспечения постоянной пригодности системы управления охраной труда, ее адекватности, результативности и улучшения.
Если это определено целями аудита, то заключения по результатам аудита могут включать рекомендации относительно улучшений, взаимоотношений в бизнесе (предпринимательской деятельности), сертификации или дальнейшей деятельности по аудиту.
6.5.8 Проведение заключительного совещания
Цель заключительного совещания, председателем которого является руководитель аудиторской группы, - представить выводы и заключения по аудиту таким образом, чтобы они были признаны проверяемой организацией, и, при необходимости, были согласованы сроки предоставления плана корректирующих и предупреждающих действий. Участники заключительного совещания должны представлять проверяемую организацию, заказчика аудита и другие стороны. Если это необходимо, руководитель аудиторской группы должен изложить свое мнение проверяемой организации относительно сложившихся во время аудита ситуаций, которые могут уменьшить доверие к заключениям по результатам аудита. |
6.6 Подготовка, утверждение и рассылка отчета (акта) по аудиту
6.6.1 Подготовка отчета (акта) по аудиту
Руководитель аудиторской группы отвечает за подготовку и содержание отчета (акта) по аудиту. |
6.6.2 Утверждение и рассылка отчета (акта) по аудиту
Отчет (акт) по аудиту должен быть подготовлен в согласованные сроки. Если это невозможно, то о причинах задержки необходимо сообщить заказчику аудита и согласовать новый срок его подготовки. |
6.7 Завершение аудита
Аудит следует считать завершенным, если все процедуры, предусмотренные планом аудита, выполнены, и утвержденный отчет (акт) по аудиту разослан. |
6.8 Действия по результатам аудита
Заключения по результатам аудита могут указывать на необходимость корректирующих, предупреждающих действий или, при необходимости, действий по улучшению. Последующие действия не рассматривают как часть аудита, и вопрос об их проведении в согласованные сроки обычно решает проверяемая организация, которая должна информировать заказчика аудита о состоянии выполнения этих действий. |
7.1 Общие положения
Доверие к аудиту зависит от компетентности аудиторов. Аудиторы должны продемонстрировать: |
7.2 Личные качества
Личные качества аудиторов должны позволять им действовать в соответствии с принципами проведения аудита. Аудитор должен быть: |
7.3 Знания и навыки
7.3.1 Знания и навыки аудиторов системы управления охраной труда
Аудиторы должны обладать знаниями и навыками в следующих областях: |
б) элементы системы управления охраной труда и ссылочные документы:
1) политика в области охраны труда,
2) участие работников и (или) их представителей,
3) распределение обязанностей и ответственности,
4) компетентность и подготовка,
5) документация системы управления охраной труда,
6) передача и обмен информацией,
7) планирование, развитие и функционирование системы управления охраной труда,
8) предупреждающие и контролирующие меры,
9) управление изменениями,
10) предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и ликвидация их последствий,
11) материально-техническое снабжение,
12) подрядные работы,
13) наблюдение и измерение результатов деятельности,
14) расследование несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности и охране здоровья,
15) проверка,
16) анализ эффективности управления охраной труда руководством,
17) предупреждающие и корректирующие действия,
18) непрерывное совершенствование,
19) любые другие критерии проверки и элементы в зависимости от необходимости,
20) применение элементов системы управления охраной труда к различным организациям,
21) взаимодействие элементов системы управления охраной труда,
22) стандарты по системе управления охраной труда, применяемые процедуры или другие документы по системе управления охраной труда, используемые в качестве критериев аудита,
23) различия и приоритеты ссылочных документов,
24) применение ссылочных документов к различным ситуациям при аудите,
25) системы информации и методы санкционирования доступа, обеспечения безопасности, рассылки и управления документами, данными и записями;
в) организационные моменты: |
г) требования нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда:
1) межотраслевые правила по охране труда, межотраслевые типовые инструкции по охране труда,
2) отраслевые правила по охране труда, типовые инструкции по охране труда,
3) правила безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, инструкции по безопасности,
4) национальные стандарты системы стандартов безопасности труда,
5) строительные нормы и правила, своды правил по проектированию и строительству,
6) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила, гигиенические нормативы, санитарные правила и нормы, санитарные нормы);
д) контракты и договоры,
е) международные соглашения и конвенции,
ж) другие требования, которые касаются организации и которые организация обязалась выполнять.
7.3.2 Общие знания и навыки руководителей аудиторских групп
Руководители аудиторских групп должны иметь дополнительные знания и навыки по руководству аудитом для результативного и эффективного проведения аудита. Руководитель аудиторской группы должен быть подготовлен к выполнению следующих действий: |
7.4 Образование, опыт работы, обучение на аудитора и опыт проведения аудита
7.4.1 Аудиторы
У аудиторов должны быть опыт работы, курс обучения по аудиту и опыт проведения аудита.
Опыт работы должен способствовать повышению знаний и навыков, описанных в 7.3.1. Практический опыт работы должен быть получен на должностях, где выполняемая работа содействует развитию знаний и опыта в области охраны труда и промышленной безопасности.
Полный курс обучения следует проводить в соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда, утвержденным Постановлением Минтруда России и Минобразования России [1].
Опыт проведения аудитов системы управления охраной труда, описанной в разделе 6, должен быть приобретен под руководством аудитора, который компетентен в качестве руководителя аудиторской группы в этой области знаний.
7.4.2 Руководитель аудиторской группы
Руководителю аудиторской группы следует приобрести дополнительный опыт по аудиту, чтобы повышать знания и навыки, описанные в 7.3.2. Дополнительный опыт должен накапливаться при исполнении обязанностей руководителя аудиторской группы под руководством и наблюдением другого аудитора, который компетентен в качестве руководителя аудиторской группы. |
7.4.3 Уровень образования, опыт работы, обучение на аудитора и опыт проведения аудита
Организации должны определять требования к образованию, опыту работы, обучению на аудитора и опыту проведения аудита, которые требуются аудитору для того, чтобы приобрести знания и опыт, соответствующие программе аудита с применением этапов 1 и 2 процесса оценки, описанного в 7.6.2. |
Таблица 1
Параметр |
Аудитор |
Руководитель аудиторской группы |
Образование |
Высшее образование или среднее специальное образование |
Высшее образование |
Общий опыт работы |
Три года |
Пять лет |
Опыт работы в области охраны труда |
Не менее двух лет из общих пяти лет |
Не менее двух лет из общих пяти лет |
Обучение на аудитора |
40 ч обучения аудиту |
40 ч обучения аудиту |
Опыт проведения аудитов |
Четыре завершенных аудита не менее чем за 20 дней для накопления опыта проведения аудита в качестве стажера под руководством аудитора, обладающего компетентностью руководителя аудиторской группы. |
Три завершенных аудита не менее чем за 15 дней в качестве исполняющего обязанности руководителя аудиторской группы под руководством аудитора, компетентного как руководитель аудиторской группы. |
Примечания |
7.5 Поддержание и повышение компетентности
7.5.1 Постоянный рост профессионализма
Постоянный рост профессионализма необходим для поддержания и улучшения знаний, навыков и совершенствования личных качеств. Он может быть достигнут посредством дополнительного практического опыта, обучения, стажировок, самоподготовки, занятий с репетиторами, посещения совещаний, семинаров и конференций или других видов деятельности. |
7.5.2 Поддержание компетентности в проведении аудитов
Аудиторы должны поддерживать и демонстрировать свою компетентность в проведении аудита постоянным участием в аудитах систем управления охраной труда.
7.6 Оценка аудиторов
7.6.1 Общие положения
Оценка аудиторов и руководителей аудиторских групп должна быть спланирована, реализована и запротоколирована в соответствии с процедурами программы аудита с целью обеспечения объективных, последовательных, достоверных и надежных результатов. Процесс оценки должен выявить потребности в обучении и приобретении других навыков.
Рисунок 4 - Взаимодействие этапов оценки
|
7.6.2 Процесс оценки
Процесс оценки включает четыре основных этапа: |
- требования системы сертификации;
- роль процесса аудита для руководства проверяемой организации; |
Этап 2 Определение критериев оценки |
Этап 3 Выбор соответствующего метода оценки
Методы оценки | ||||
|
Метод оценки |
Цель |
Примеры |
|
|
Анализ записей (документов) |
Проверка квалификации аудитора |
Анализ записей (документов) об образовании, обучении, производственном опыте и опыте по аудиту |
|
|
Положительная и отрицательная обратная связь |
Обратная связь обеспечивает данными о том, как воспринимается деятельность аудитора |
Инспектирование деятельности, вопросники, резюме, рекомендации, жалобы, анализ деятельности, отзывы коллег |
|
|
Собеседование |
Оценка личных качеств и навыков по умению взаимодействовать, уточнение информации и знаний по тестам и получение дополнительной информации |
Собеседование с глазу на глаз и по телефону |
|
|
Наблюдение |
Оценка личных качеств и способности применения знаний и навыков |
Ролевые игры, наблюдения в процессе аудита, деятельность на рабочем месте |
|
|
Тестирование |
Оценка личных качеств и их применение |
Устные и письменные экзамены, психометрические тесты |
|
|
Анализ деятельности после аудита |
Получение информации там, где прямое наблюдение невозможно или неприемлемо |
Анализ отчета по аудиту и обсуждение с заказчиком аудита, проверяемой организацией, коллегами и с аудитором |
|
|
Таблица 3
Область компетентности |
Этап 1 |
Этап 2 |
Этап 3 |
Личные качества |
Этичность, открытость, дипломатичность, наблюдательность, восприимчивость, многосторонность, упорство, решительность, уверенность |
Удовлетворительная деятельность на рабочем месте |
Оценка деятельности |
Общие знания и навыки | |||
Принципы аудита, процедуры и методы аудита |
Способность проводить аудит согласно внутренним процедурам, обмен информацией с коллегами на рабочем месте |
Завершенный курс обучения по внутреннему аудиту. Участие в трех аудитах в качестве члена группы по внутреннему аудиту |
Анализ записей по обучению. |
Документы систем менеджмента и ссылочные документы |
Умение применять подходящие части Руководства по системе менеджмента и связанные с этим процедуры |
Чтение и понимание процедур в Руководстве по системе менеджмента применительно к целям, области и критериям аудита |
Анализ записей по обучению. |
Организационные ситуации |
Способность эффективно функционировать с учетом уровня культуры организации, организационных структур и структуры отчетности |
Работа в организации по крайней мере один год в качестве наблюдателя |
Анализ записей по работе |
Применяемые законы, технические регламенты и другие требования |
Способность идентифицировать и понимать применение соответствующих нормативных правовых актов, содержащих нормативные требования охраны труда |
Полный курс обучения по законам, нормам, относящимся к деятельности и процессам, подвергающимся аудиту |
Анализ записей по обучению. |
Процессы, оборудование и продукция, включая услуги |
Способность идентифицировать продукцию, процессы производства, технические условия |
Опыт работы в организации |
Анализ записей по работе |
[1] |
Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 |
|
Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций |