МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 31 января 2022 года N 37
Об утверждении Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда
В соответствии с частью четвертой статьи 223 Трудового кодекса Российской Федерации и подпунктом 5.2.25 пункта 5 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 ,
приказываю:
1. Утвердить Рекомендации по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда согласно приложению .
2. Признать утратившими силу:
постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 8 февраля 2000 г. N 14 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации" ;
постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 января 2001 г. N 10 "Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях" ;
пункты 3 и 4 Изменений, вносимых в постановления и приказы Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации , утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 февраля 2014 г. N 96 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых постановлений и приказов Министерства труда Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации" .
3. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г.
Врио Министра
О.Ю.Баталина
Приложение
к приказу Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от _________ 2022 года N ____
Рекомендации по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда
I. Общие положения
1. Рекомендации по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда (далее - Рекомендации) разработаны в целях оказания помощи в реализации государственной политики в области охраны труда работодателями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Рекомендации не распространяются на работодателей-индивидуальных предпринимателей, на работодателей, не осуществляющих производственную деятельность согласно уставным документам с численностью работников не более 50 человек, работодателей - субъектов малого предпринимательства и иных работодателей (организации, предприятия, учреждения), не осуществляющие производственную деятельность, предоставляющие социально-бытовые услуги без предоставления проживания, принявших решение о введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей деятельности.
2. Рекомендации рекомендуются к применению работодателями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности при формировании структуры службы охраны труда, определения и обоснования необходимой численности работников службы охраны труда, установления должностных обязанностей и их распределения между указанными работниками с учетом специфики деятельности работодателя. На основании Рекомендаций и специфики своей деятельности работодатель устанавливает конкретные требования к структуре службы охраны труда и штатной численности ее работников.
3. Рекомендации содержат положения о формировании структуры службы охраны труда (специалист, бюро, группа, отдел, управление/подразделение, департамент и в соответствии с утвержденной работодателем организационной (штатной) структурой), методику расчета нормативной численности работников службы охраны труда в зависимости от выполняемых данными категориями работников основных функций.
4. В основу разработки Рекомендаций положены:
нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда и определяющие порядок функционирования системы управления охраной труда у работодателя;
данные оперативного учета, статистической и управленческой отчетности по охране труда у работодателей;
требования профессионального стандарта "Специалист в области охраны труда";
научные исследования лучших отечественных и международных практик по охране труда;
результаты изучения существующей организации труда у работодателей различных видов экономической деятельности и рекомендации по ее совершенствованию.
5. Рекомендациями охвачены следующие должности: руководитель (начальник) службы (бюро, группы, отдела, управления, департамента) охраны труда и специалисты по охране труда всех категорий, наименование должностей работодатель устанавливает в соответствии со штатным расписанием.
6. Рекомендации охватывают следующие направления деятельности службы охраны труда у работодателя и ее специалистов:
а) обеспечение функционирования системы управления охраной труда, проведение консультаций и координация по вопросам охраны труда, планирование мероприятий по охране труда у работодателя и, при необходимости, контроль функционирования систем управления охраной труда подрядных (сервисных) организаций по обеспечению безопасных условий труда;
б) контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда у работодателя и в его структурных подразделениях;
в) участие в проведении специальной оценки условий труда, производственного контроля условий труда, выявлении опасностей и управлении профессиональными рисками на рабочих местах, организация и проведение мероприятий по снижению профессиональных рисков;
г) обеспечение и координация проведения оперативного контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах у работодателя и в его структурных подразделениях;
д) участие в расследовании и учете несчастных случаев и профессиональных заболеваний, учете и рассмотрении обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников;
е) подготовка и организация проведения инструктажей, обучения и проверки знаний требований охраны труда у работодателя;
ж) участие в реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда у работодателя; организация информационных мероприятий по охране труда;
з) составление отчетности по установленным формам, ведение документированной информации по охране труда у работодателя.
7. Данные Рекомендации не применяются для расчета штатной численности работников испытательных лабораторий по условиям труда, врачей по производственной медицине, специалистов по промышленной, экологической и пожарной безопасности и иных специальностей.
8. Приведенные в Рекомендациях числовые значения нормативов с указанием "до" понимаются включительно.
II. Организация службы охраны труда
9. Служба охраны труда (далее - Служба) является структурным подразделением, подчиняющимся непосредственно работодателю (его уполномоченному представителю). Работодатель вправе своим решением делегировать прямое руководство Службой одному из заместителей руководителя работодателя, обладающего компетенциями в сфере охраны труда, у которого обязанности по руководству и ответственность за обеспечение функционирования службы охраны труда, в том числе в рамках системы управления охраной труда, закреплены в локальных нормативных актах работодателя и должностной инструкции, с обеспечением отсутствия конфликта интересов. В случае отсутствия у работодателя заместителей, обладающих соответствующими компетенциями, служба охраны труда подчиняется непосредственно работодателю.
10. Службу рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения работодателя, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) Службы.
Следующая часть документа