ГОСУДАРСТВЕННОЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Утверждаю
Руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере защиты
прав потребителей
и благополучия человека,
Главный государственный
санитарный врач
Российской Федерации
А.Ю.ПОПОВА
17 мая 2021 г.
2.2. ГИГИЕНА ТРУДА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ
К УСЛОВИЯМ ТРУДА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
МР 2.2.0244-21
1. Разработаны Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
2. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю. Поповой 17 мая 2021 г.
3. Введены впервые.
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях обеспечения безопасных для человека условий труда.
1.2. Методические рекомендации не распространяются в отношении условий труда водолазов, космонавтов, условий выполнения аварийно-спасательных работ или боевых задач.
1.3. Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и опасных производственных факторов исключено или их уровни не превышают установленные гигиенические нормативы <1>.
--------------------------------
<1> СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
1.4. В случае наличия методических документов, определяющих возможность учета влияния отдельных видов реализуемых профилактических мероприятий на уровни факторов, воздействующих на работающего, имеется возможность учета реализованных мероприятий при принятии решения о соответствии или несоответствии текущего уровня фактора установленным гигиеническим нормативам.
Примечание. |
1.5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели разрабатывают и выполняют перечень мероприятий по улучшению условий труда, направленных на снижение рисков для здоровья человека. Источником информации для разработки данного перечня являются результаты производственного контроля и специальной оценки условий труда. Данная норма призвана унифицировать объем форм, используемых специалистами в сфере охраны и гигиены труда, в частности исключить необходимость формирования иных документов, кроме предусмотренных пунктом 8 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
II. РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
ЗА УСЛОВИЯМИ ТРУДА
2.1. Производственный контроль за условиями труда - это внутренний производственный контроль, который обязаны проводить юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил, гигиенических нормативов и выполнением санитарно-профилактических мероприятий.
Производственный контроль проводится в соответствии со ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и требованиями СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда" (далее - СП 2.2.3670-20).
2.2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели разрабатывают Программу производственного контроля за условиями труда.
2.3. Программа производственного контроля за условиями труда содержит 3 раздела:
2.3.1. Первый раздел - "Перечень должностных лиц (работников) юридического лица или индивидуального предпринимателя, на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля";
2.3.2. Второй раздел - "Перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для работника, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований, с указанием точек (мест), в которых осуществляется отбор проб, и периодичность проведения лабораторных исследований".
2.3.2.1. Определен исчерпывающий перечень источников информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, уровни которых требуют контроля на предмет соответствия гигиеническим нормативам. Основой является документация изготовителя (производителя), эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые в технологическом процессе. В обязательном порядке применяют результаты специальной оценки условий труда, результаты лабораторных исследований, полученные в рамках федерального государственного контроля, производственного лабораторного контроля работодателем при осуществлении производственной деятельности. Необходимо отметить, что отсутствие факторов в одном из источников информации не является основанием для его исключения из производственного контроля, в случае если он был идентифицирован в другом источнике информации.
Исходя из положений ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" при вводе в эксплуатацию новых рабочих мест должна быть проведена внеплановая специальная оценка условий труда, в ходе которой и должны быть идентифицированы факторы, подлежащие в дальнейшем производственному контролю.
При выявлении нарушений при проведении специальной оценки условий труда экспертиза качества СОУТ может быть проведена в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
2.3.2.2. Ответственность за определение номенклатуры, объема и периодичности производственного контроля возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Номенклатура, объем и периодичность производственного контроля определяются не в произвольном порядке, а в соответствии с установленными требованиями и нормами. В частности, в соответствии со ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при организации производственного контроля необходимо учитывать требования стандартов безопасности труда, до момента принятия соответствующих технических регламентов.
Следующая часть документа