go_up.gif Предыдущая часть документа

     
     - процедуры обеспечения безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией;
     д) планирование мероприятий по реализации процедур;
     е) контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур;
     ж) планирование улучшений функционирования СУОТ;
     з) реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания;
     и) управление документами СУОТ.
     7. Учитывая пункты 4 , 5 настоящих Рекомендаций  проверка организуется на основе последовательного рассмотрения комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, формирующих СУОТ, приведенных в приложении к настоящим Рекомендациям  согласно Блок-схемы (далее - Блок-схема):
     а) основные элементы, составляющие СУОТ (Блок А Блок-схемы );
     б) процедуры, связанные со спецификой экономической деятельности работодателя, реализация которых необходима для установления целей и задач в области охраны труда, а также внедрения в организации профилактики и предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости (Блок Б Блок-схемы );
     в) процедуры, которые должны реализовываться работодателем для обеспечения соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, а также безопасности и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (Блок В Блок-схемы ).
     8. Проведение внеплановой проверки у работодателя целесообразно разделить на 2 части:
     1-я часть - проверка документов СОУТ;
     2-я часть - проверка рабочих мест.
     В рамках проверки документов СОУТ целесообразно изучить запрошенные локальные нормативные акты работодателя и иные документы (журналы, акты, реестры и тому подобное), подтверждающие соответствие созданной у него СУОТ требованиям Типового положения  и других нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.
     В рамках проверки рабочих мест оценивается соответствие данных рабочих мест, оборудования, транспортных средств, территорий, зданий, сооружений, производственных и технологических процессов государственным нормативным требованиям охраны труда, а также практическая реализация процедур СУОТ.


Описание основных элементов Алгоритма проверки создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда

     9. Проверка основных элементов СУОТ (Блок А Блок-схемы ).
     9.1. Положение о системе управления охраной труда.
     Локальные нормативные акты, подлежащие проверке:
     а) приказ работодателя об утверждении Положения о системе управления охраной труда;
     б) положение о системе управления охраной труда.
     В соответствии с пунктом 7 Типового  положения основой организации и функционирования СУОТ является положение о СУОТ, разрабатываемое работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов. Положение о СУОТ утверждается приказом работодателя с учетом мнения работников и (или) уполномоченных ими представительных органов (при наличии).
     Это означает, что у каждого работодателя должен быть документ, который называется "Положение о системе управления охраной труда", а также приказ о его утверждении.
     9.2. Политика и цели в области охраны труда (пункты 1 и 2 Блок-схемы ).
     Локальные нормативные акты, подлежащие проверке:
     - документы и записи, подтверждающие проведение работодателем анализа состояния охраны труда;
     - политика в области охраны труда, содержащая цели в области охраны труда.
     При определении Политики работодатель обеспечивает совместно с работниками и (или) уполномоченными ими представительными органами предварительный анализ состояния охраны труда у работодателя и обсуждение Политики (пункт 12 Типового положения ).
     Если у работодателя действует комитет (комиссия) по охране труда, проведение такого анализа может быть оформлено протоколом заседания, на котором рассматривались необходимые для анализа материалы. К таким материалам относятся (но не ограничиваются ими):
     - результаты специальной оценки условий труда;
     - статистика производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
     - материалы расследования несчастных случаев (в особенности анализ их причин);
     - предписания органов государственного надзора (контроля);
     - акты проводимого в организации контроля и тому подобное.
     Анализ, проведенный комитетом (комиссией) по охране труда, позволяет выполнить оба требования Типового положения  - провести анализ и привлечь к нему представителей трудового коллектива.
     Если обязанность по проведению анализа возлагается на службу или специалиста по охране труда, результаты анализа могут быть оформлены в виде служебной записки с перечнем рассмотренных документов и выводами, к которым пришли специалисты по охране труда. В записку в обязательном порядке должна быть включена информация о том, в какой именно форме к обсуждению и анализу привлекались работники. Это может быть сделано в форме опросов, собраний, семинаров и тому подобное.
     Основным результатом проведенного анализа должно стать выявление проблем в области охраны труда у конкретного работодателя с учетом особенностей вида его экономической деятельности (т.е. определение основных опасностей их оценка и упорядочивание исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска), а также определение основных направлений решения выявленных проблем (т.е. меры по снижению уровня рисков, связанных с основными выявленными опасностями).
     В соответствии с пунктом 9 Типового положения  Политика является публичной документированной декларацией работодателя о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств.
     В соответствии с пунктом 11 Типового положения , Политика должна включать:
     - положения о соответствии условий труда на рабочих местах работодателя требованиям охраны труда;
     - обязательства работодателя по предотвращению травматизма и ухудшения здоровья работников;
     

 go_down.gif Следующая часть документа