go_up.gif Предыдущая часть документа

     Тут принципиально важно подчеркнуть, что механизм экономического стимулирования будет постоянно наталкиваться на преграду - низкую стоимость рабочей силы. Стоимость труда в конечном продукте ( с учетом социальных выплат) у нас в стране составляет только 15 - 20%, в то время как в промышленно развитых странах эта доля равна 60 - 70%.
     В перспективе, по мере подъема экономики, должна вырастать цена труда и, как следствие, будет преодолен главный барьер на пути применения прогрессивной технологии улучшения условий труда.
     Приводимые нами ссылки на опыт Запада отнюдь не служат целью показать, будто “ у них все хорошо”. Авторы ставят перед собой задачу дать творческий импульс всем тем, кто занимается охраной труда вне зависимости от своего социального положения, - специалистам из научных центров и институтов, чиновникам из федеральных и региональных ведомств, профессионалам в области охраны труда и наконец рядовым работникам-активистам, которые способствуют тому, чтобы условия труда не просто соответствовали действующим требованиям охраны труда, но и улучшались, обеспечивая сокращение производственного травматизма, числа нелепых смертей и профессиональных заболеваний, которые даже молодых и сильных делают калеками на всю жизнь.
     Готовя эту книгу, мы хотели дать “толчок мозгам” - ведь очень многое из того, что предстоит вам прочитать, заставляет задуматься. Руководствуясь именно этой задачей, мы предлагаем вашему вниманию перевод работы Европейского фонда улучшения условий жизни и труда “Новая модель  экономического стимулирования для улучшения  производственной среды в Европе”.
     Эта публикация - не легкое чтиво. Более того, являясь четвертым изданием Фонда в этой области, она рассчитана в основном на специалистов стран-членов ЕС, которые имеют солидную практику в области экономического стимулирования мер по улучшению производственной среды. Кстати, термин производственная среда весьма активно применяется на Западе и по своей сути  подразумевает более широкое понятие, чем условия труда. Основывающаяся на принципах системного подхода к производству, его широкая трактовка включает в себя организацию производства и различные элементы управления им, в том числе совершенствование охраны труда с использованием экономических стимулов. В наше время все они неразрывно взаимосвязаны, ибо улучшение охраны труда немыслимо без современной организации производства и наоборот: никакая организация труда на современном уровне невозможна без надежной охраны труда. В тексте предлагаемых ниже материалов мы используем понятие производственной среды именно в этом расширенном смысле.
     Россия с принятием Федерального закона “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” сделала значительный шаг вперед. Значит, у нас создаются предпосылки и условия для заметного прогресса в очень важной сфере - сфере охраны здоровья человека и самой его жизни в процессе труда. Поэтому важно познакомиться с работой, которая представляет собой новое слово и для стран ЕС. Как отмечают ее авторы, предлагаемая ими модель является теоретической и требует дальнейшей разработки и адаптации к национальным условиям, прежде, чем ее можно будет претворить в жизнь. Надеемся, что она может сыграть роль некоего клубочка из сказки, нить которого может привести к цели - к мысли, как можно улучшить российскую модель стимулирования мер по обеспечению охраны труда, чтобы добиться реальных успехов.
     Цели оказания помощи в реализации модели стимулирования  служит исследование “Затраты  и экономический эффект мероприятий по охране труда”, выполненное на основе обобщения материалов дискуссии, имевшей место на европейской конференции в Гааге по проблемам экономики охраны труда. Ее можно рассматривать как своеобразное пособие для оценки соотношения стоимости мероприятий  по охране труда и экономической выгоды от их внедрения, которыми уже пользуются в ряде стран.
     Предлагая выдержки из британского документа “Снижение рисков, обеспечение безопасности людей”, выпущенного Исполнительным комитетом по гигиене и безопасности труда летом 1999 года, мы обратились к еще одному дискуссионному труду, обсуждение которого среди специалистов и общественности в целом длилось до 15 декабря 1999 года. Позже ему предстоит превратиться в нормативный акт. Этот документ - очень “домашний”, английский. Однако подходы Исполнительного комитета по гигиене и безопасности труда, одного из двух исполнительных органов Великобритании в этой области, к проблемам экономической эффективности мер по улучшению охраны труда могут быть небезынтересны для российских специалистов.
     В заключение - два связанных между собой замечания.
     В разделе “Россия - Запад: как охраняется труд” мы поднимаем вопрос о доверии к российской статистике травматизма. Ее многочисленные прорехи и недостатки не просто ведут к чехарде цифр у различных авторов, работающих в области охраны труда, что затрудняет получение объективной картины и подрывает доверие к официальным данным, но в конечном итоге искажают реальное положение вещей в сфере экономики. В деле статистического учета травматизма, несчастных случаев и профзаболеваний недопустимы никакие исключения и умолчания. Законодательство должно предусматривать административно-финансовую ответственность за сокрытие несчастных случаев вне зависимости, на каком уровне это сокрытие имеет место.
     Вместе с тем стоит признать, что и в западной статистике, несмотря на то, что положение в ней значительно лучше, чем в российской, тоже существует “пляска” цифр, что подчас ведет к затруднениям с получением четкой картины.

                                                                             Профессор Э.Петросянц



РОССИЯ И ЗАПАД: КАК ОХРАНЯЕТСЯ ТРУД

Сравнительный анализ

     В настоящее время, когда немалая часть промышленных предприятий России находится в состоянии финансово-промышленного кризиса, актуальнейшей  задачей является всемерное оживление производства. В этой связи  кое-кому может казаться несвоевременной поднимаемая  проблема улучшения условий труда для сохранения здоровья работающих - недаром существует расхожая отговорка: “Зарплату не платят месяцами, тут не до расходов на охрану труда”.
     На самом деле эта проблема более чем актуальна, ибо речь идет о том, как с помощью мер по снижению опасных и вредных факторов и улучшения производственной среды сэкономить средства, соизмеримые с крупными статьями бюджетных расходов. К тому же нельзя сбрасывать со счетов социальные факторы, поскольку их сердцевиной является человек на производстве. Нынешнее состояние охраны труда наносит России очень серьезный экономический и социальный урон.
     Вся история деятельности в области охраны у нас в стране убедительно свидетельствует о пренебрежении к человеку - труженику. Призывы к самоотверженности в труде сделали обычным игнорирование здоровья людей ради производственных достижений. Органы статистики услужливо скрывали показатели травматизма. Медики искусно “снижали” и “снижают” число профессиональных заболеваний.
     На протяжении десятилетий создание безопасных условий труда на рабочем месте фактически считалось делом несущественным по сравнению с провозглашенной необходимостью наращивать производство любой ценой, ради выполнения повышенных обязательств по выпуску, например, телевизоров (пусть даже самовозгорающихся и самовзрывающихся) или  обуви (в своем большинстве уродливой) к знаменательным и просто праздничным датам; героически трудиться, прокладывая дорогу в никуда.
     С начала перехода к рыночной экономике промышленные приоритеты несколько сместились, но рабочему человеку по-прежнему не повезло. Государственным предприятиям не хватает средств даже на обеспечение режима труда и отдыха персонала, а частный бизнес, тем более теневой, меньше всего думает о здоровье работников: его прибыль тем больше, чем безжалостнее эксплуатация наемного труда. Несмотря на то, что законотворчество в сфере охраны труда осуществляется с учетом современных тенденций и в целом соответствует требованиям Конвенции N 155 Международной организации труда, которая посвящена вопросам  государственной политики в сфере управления охраной труда, приходится констатировать: нормативные акты, действующие в сфере охраны труда, подчас носят декларативный характер и далеко не всегда обеспечивается претворение их в жизнь. Это проявляется, например, и в том, что государство не финансирует принятые им самим программы улучшения условий труда.
     На ухудшение состояния охраны труда и, в частности, на неудовлетворительное положение с травматизмом влияют многие факторы, начиная с  остающихся в силе давно устаревших нормативных актов, деструкции системы управления охраной труда, сокращения или упразднения служб охраны труда на предприятиях, отсутствия концепции охраны труда в РФ и единого координирующего органа в системе надзора и контроля. Наряду с этим негативную роль играют сокращение объема научных исследований по  разработке и внедрению безопасных технологических процессов,  нехватка средств контроля за опасными и вредными факторами в производственной среде и современного безопасного оборудования, а также (далеко не в последнюю очередь) лавина нарушений норм охраны труда.
     Генеральная прокуратура Российской Федерации  отмечала в 1997 году, что в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, в промышленности трудится 3,7 млн. человек; для промышленности характерно массовое применение устаревших технологий, а также машин и оборудования с конструктивными недостатками, что не может не влиять на состояние травматизма. Например, по данным Госгортехнадзора РФ, в реконструкции и техническом переоснащении нуждаются 80% шахт. Износ оборудования на них приближается к критическому уровню. С течением времени риск техногенных катастроф, а с ними и людских и экономических потерь, и без того огромных, усиливается.
     На состоянии охраны труда болезненно сказываются, с одной стороны, недостаточная профессиональная подготовка управленческого и производственного персонала, а с другой - низкий уровень трудовой и производственной дисциплины, безответственность на всех уровнях и формальное “изучение” требований охраны труда. К тому же региональные власти во многих субъектах федерации не оказывают службам охраны труда необходимой поддержки.
     

Условия  труда - от “неблагоприятных” до “крайне неблагоприятных

     
     

 go_down.gif Следующая часть документа