Документ из ИПС "Кодекс"


ТЕХНОЛОГИИ ЧИСТОГО ПРОИЗВОДСТВА
     

David Bennett


Меры предотвращения и контроля загрязнения, устранение его последствий
Традиционно, проблема загрязнения окружающей среды рассматривается по трем аспектам: меры защиты, меры контроля и устранение последствий загрязнения. В этой иерархии главенствующая роль отдается мерам защиты, за которыми следуют меры по контролю, и лишь последнее, третье место, занимает устранение последствий загрязнения. В действительности, снижение уровня выбросов или смягчения их последствий обычно осуществляется путем контроля над ними. На практике такой иерархический порядок не всегда соблюдается. Использование именно той или иной стратегии может быть предписано ввиду определенных обстоятельств: один из методов дешевле, или необходимо принятие срочных мер, например, в случае большого выброса или крупномасштабной утечки вредных веществ с загрязненной территории.

Предотвращение загрязнения
Предотвращение загрязнения это метод или комплекс методов, при применении которых, в первую очередь, не производятся вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сказал Barry Commoner " То, чего нет, не может быть вредным". Соответственно, если производство веществ, загрязняющих окружающую, среду будет закрыто, прекратится их выброс, конечно, только в том случае если они не будут заменяться на аналоги, которые так же могут воздействовать на экологическую обстановку.

Одна из основных стратегий по предотвращению загрязнения - постепенное снижение, уменьшение или запрет на определенные химические вещества или классы химических веществ. (Возможно так же ограничение на их использование). Эти методики нашли свое отражение в законах или указах национальных правительств, реже в международных или межнациональных договорах и соглашениях.

Вторая стратегия заключается в сокращении вредных выбросов в окружающую среду. Это, естественно, произойдет в случае, если сократится использование токсичных веществ. Пример использования данной методики - программа по снижению использования токсичных веществ (TUR) в Северной Америке и применение программы "технологий чистого производства" в Европе.

В отличие от запретов и постепенного сокращения (меры, применяемые на всех предприятиях, относящихся к вредному производству), программы по снижению вредных выбросов функционируют только на определенных производствах. Хотя эти программы могут быть применены на предприятиях горнодобывающей, энергетической промышленности, на строительствах, в офисах, в сельском хозяйстве, (принимая во внимание используемые там удобрения и пестициды), как правило, они в первую очередь используются на предприятиях обрабатывающей (а так же химической) промышленности, свыше определенного количества рабочих мест. Уже, как минимум, в двух штатах в США (Мичиган и Вермонт) были приняты программы (TUR) для применения в домашнем хозяйстве, которое тоже можно считать рабочим местом.

Снижение уровня загрязнения окружающей среды может привести к тому, что определенные химические вещества будут сняты с производства и таким образом можно будет добиться таких же результатов, что и путем запрета или сокращения их употребления, то есть выброс вредных веществ полностью прекратится. Но эти программы не преследуют таких целей. Они предлагают большой выбор различных методов. Запрещение того или иного вещества - пример технических стандартов, а требование утвердить общую программу - пример производственного стандарта, поскольку допускает вариативность в процессе внедрения (несмотря на то, что определенные нормы все же существуют). При возможности выбора руководители предприятий предпочитают производственные стандарты.

Контроль загрязнения окружающей среды
Меры по контролю загрязнения не могут его устранить. Единственное, что можно добиться их применением, так это смягчения их вредного воздействия на окружающую среду, поскольку меры контроля начинают работать только "на конце сливной трубы". Эффективность его зависит от того, какое конкретное вещество используется и от экологической обстановки в целом. В числе основных методов контроля над загрязнением окружающей среды можно назвать:
     
· удерживание отходов с их последующим захоронением
· фильтрация, в ходе которой вещества, загрязняющие атмосферу и воду, извлекаются из потока отходов при помощи фильтров
· выведение химического вещества в осадок (где это возможно). После этого вещество сохраняется в таком измененном состоянии (иногда при помощи электролиза)
· разрушение - например, сжигание или нейтрализация, при которой химические вещества подвергаются химической или биологической обработке, в результате чего становятся менее вредными
· растворение - загрязнитель растворяется для снижения его вредного воздействия на живые организмы и экосистемы; или наоборот приводится в концентрированное состояние для уменьшения радиуса воздействия
· испарение или роспуск - например, роспуск газа в воде
· утилизация - трансформация загрязнителя в потенциально полезный промышленный химикат (не обязательно менее токсичный), например, диоксид серы в серную кислоту
· изменение среды сброса отходов (вода, почва, атмосфера), в которой их эффект будет менее губительным
· изменение физического состояния (твердого, жидкого, газообразного), по причине того что, вещество в другом физическом состоянии менее вредно

Устранение последствий загрязнения
Устранение последствий загрязнения становится необходимым, когда не подействовали ни превентивные меры, ни контроль. Этот метод борьбы с загрязнением очень дорогой. Осуществляется следующими методами:

Очистка загрязненных территорий
"Очистка" в общеупотребительном значении подразумевает большое количество операций. В рамках темы окружающей среды слово "очистка" является термином и означает один из методов устранения последствий загрязнения, который может реализовываться двумя способами: (1) удаление вредных веществ с загрязненной территории и (2) восстановление территории с целью ее дальнейшей эксплуатации. Иногда этот термин означает просто ограничение распространения загрязнителя в пределах определенного района или водного пространства путем герметизации или построения непроницаемого заграждения.

Только в случае 100% эффективности и безопасности для людей, работающих в районе загрязнения, и всех, кто находится поблизости, очистка может считаться удачной. Необходимо убедиться что вещества, используемые при очистке, в свою очередь не являются вредными. Хотя для защиты рабочих занятых на очистке загрязненных территорий желательно использовать методы технического контроля, практически всегда возникает необходимость в применении средств личной защиты. Как правило, люди, работающие в этой сфере, считаются сотрудниками вредных предприятий, хотя многие аспекты работы в загрязненных районах выполняют пожарники и сотрудники муниципальных служб.

При очистке загрязненных территорий используется большое количество физических, химических, биологических и биотехнологических методов и средств.

Обработка вредных отходов
Основная часть обработки вредных отходов производится на специально построенных предприятиях. С экологической точки зрения эффективность работы таких предприятии выражается в их конечном продукте. Он должен быть инертным или потенциально инертным как, например, кремнозем, это могут быть растворимые неорганические соединения, нерастворимые и некоррозийные шлаки, газообразный азот или углекислый газ, который, впрочем, вызывает парниковый эффект и, соответственно, наносит вред окружающей среде.

Другой критерий оценки - потребление энергии. Затраты энергии на обработку отходов должны быть минимальными (то есть коэффициент затрат энергии по отношению к объему обработанных отходов должен быть очень низким). Общее эмпирическое правило гласит: чем эффективнее работают программы по обработке отходов, тем больше энергии экономится.

Недостатки программ по обработке производственных отходов видны даже в случае, когда работники предприятия надежно защищены. Энергетические затраты на обработку вредных отходов будут равны затратам на производство продукции, в ходе которого эти вредные отходы образовались. В процессе обработки отходов будут в свою очередь образовываться новые отходы, хотя и инертные и нетоксичные.

Устранение масляных пятен и утечек
Такая же ситуация складывается и при устранении масляных пятен и утечек химических веществ, так как из-за срочности возможны дальнейшие осложнения. Сотрудничество при устранении масляных пятен и утечек, может быть квалифицированно как работа в экстренной службе. В зависимости от масштаба утечки и природы загрязнителя проблема такого рода может стать настоящей промышленной катастрофой.

Способы предотвращения загрязнения

Определение и философия
Может показаться, что в определении предотвращения загрязнения нет никакой необходимости. Но чем четче определение, тем вероятнее успех работы такого рода программ, которые имеют многочисленных сторонников. Они яростно выступают за их реализацию в ущерб развитию программ контроля и полностью игнорируют программы по устранению последствий загрязнения. И, наоборот, чем свободнее производители трактуют этот термин, тем вероятнее допустят ошибки, введенные в заблуждение старыми, не оправдавшими себя технологиями. Производители иногда говорят, что даже токсичные отходы имеют рыночную цену и методы контроля нельзя игнорировать. И, кроме того, безотходное производство - это просто миф, который ведет к неоправданным ожиданиям и ложным теориям. Сторонники превентивных мер утверждают, что, пока экологически чистое производство не станет основной целью, вредные выбросы не прекратятся и экологическая обстановка не улучшится.

Основной мерой предотвращения загрязнения считается отказ от использования определенных химикатов с тем, чтобы избежать образования вредных веществ. Один из наиболее противоречивых вопросов в рамках темы предотвращения загрязнения - переработка отходов.

Цели
Одна из целей предотвращения загрязнения - отсутствие вредных выбросов. Но даже отсутствие вредных выбросов не решает проблемы примесей, которые уже находятся в атмосфере или воде. Превентивные меры могут привести к полному прекращению вредных выбросов (в то время как методы контроля не дают такого эффекта ни в теории, ни на практике, как правило, из-за того, что они не навязываются сверху). Автомобильная промышленность, например, может быть экологически чистой, если нет вредных выбросов, отходы перерабатываются, а конечный продукт производства (автомобиль) может быть подвергнут переработке или многоразовому использованию. Таким образом уже был остановлен выброс определенных химических веществ. Органы управления считают полное прекращение вредных выбросов основным этапом на пути к снижению уровня загрязнения (что и отражено в законодательстве).
     
Как показывает практика, прекращение выбросов вредных веществ действительно приводит к снижению уровня загрязнения. Например, 50% снижение уровня вредных выбросов в таком-то году. Это своего рода критерий, по которому можно оценивать эффективность программ по предотвращению загрязнения. Такие программы редко являются предметом тщательного анализа, отсутствуют штрафные санкции за их невыполнение.
     

Снижение уровня вредных выбросов необходимо измерять.
     
Загрязнение (Р) = Токсичность загрязнителя (Т) х Объем вредных выбросов (V)
или
Р=ТхVхЕ (потенциальный объем выбросов)
     
Это очень сложно теоретически и дорого практически, хотя возможно применение более простого метода - метода оценки степени токсичности химических веществ, и поэтому считается, что логичнее вложить средства в реализацию программ по предотвращению загрязнения. Что касается пестицидов, то снижение их применения так же может быть достигнуто применением специальных методик.

Методы
Основными методами предотвращения загрязнения являются:
     
· снижение использования определенных химических веществ
· замена токсичных веществ на нетоксичные или менее токсичные.
     
Примером использования данного метода может послужить замена синтетических красителей на красители на водной основе в печатной промышленности, органических растворителей на растворители на водной или кислой основе и, в некоторых случаях, замена минеральных жиров на растительные. Нехимическая замена осуществляется, к примеру, использованием технологий гранулирования вместо применения жидких растворителей; использование систем с горячей водой под высоким давлением вместо очистки каустической содой; в деревообрабатывающей промышленности - использование метода обжига вместо обработки пентахлорфенолами (PCPs).
     
В любом случае необходимо проверить: действительно ли новые методики являются менее вредными, чем те, которые они заменили. Это как минимум соответствует здравому смыслу и является лучшим применением технике оценки степени токсичности химических веществ (см. далее) для классификации химиката и его потенциального заменителя.
     
· Замена конечного продукта на менее токсичный или нетоксичный. Когда речь идет о замене одного вида сырья на другой, то есть изменениях в самом начале производственного процесса, необходимо принимать во внимание и возможные изменения конечного продукта производства.
     
Основные программы по производству более экологически безвредных продуктов -случай так называемой "экономической конверсии". Например, производство многоразовых батареек и использование эмалей на водной основе - меры, принимаемые в данной области.
     
В любом случае необходим анализ для подтверждения экологической безопасности полученной продукции.
     

· Замена составляющих производственного процесса на более экологически безопасные, что приводит к снижению использования токсичных веществ
· Модернизация использования и обслуживания производственных систем, более тщательный контроль качества продукции.
Принимаются меры по предотвращению возможных утечек - используются более надежные емкости с притертыми крышками.
· Активное использование вторичного сырья. К примеру, некоторые операции по обезжириванию очень часто производятся на одной и той же поверхности. Можно более экономно использовать химикаты. Размораживающие жидкости иногда можно использовать вторично.
· Применение циклических методов переработки в процессе производства. Строго говоря, при использовании данных методов вообще не бывает никаких вредных выбросов ни на рабочих местах, ни в окружающую среду, нет слива загрязненной воды или выброса углекислого газа в атмосферу. В результате такого производства получается конечный продукт и только инертные или нетоксичные отходы. Поскольку при использовании данного метода отсутствуют вредные производственные выбросы, считается, что такие предприятия перерабатывают отходы в процессе производства.

Переработка отходов

Любое определение процесса предотвращения загрязнения было бы неполным, так как не всегда можно четко разграничить методы контроля и превентивные меры. К примеру, этап производственного процесса может считаться этапом реализации мер по предотвращению загрязнения только в случае если он является неотъемлемой частью производственного цикла и удален от периферии, правда, насколько удален, не всегда очевидно. Некоторые операции так отделены от основного процесса производства, что могут считаться самостоятельными. Тогда превентивные меры возможно квалифицировать как меры контроля, так как они находятся на периферии производственного цикла. Существует множество случаев, которые сложно квалифицировать. Например, два завода, расположенных рядом, соединены трубой, через которую отходы с первого завода поступают на второй, где и перерабатываются. Таким образом, два предприятия образуют замкнутую безотходную систему, но поскольку первый завод все же сбрасывает отходы, экологически безопасным он не считается.
     
Традиционно различаются три способа переработки отходов:
     

· Переработка отходов в процессе производства. Например, растворители, используемые при сухой химической чистке, фильтруются, очищаются и высушиваются сразу в процессе чистки.
· Переработка отходов вне процесса, но на месте производства, как, например, при производстве пестицидов, отходы очищаются и используются вторично.
· Переработка отходов вне процесса производства и за пределами предприятия.
     
Из вышеназванных способов третий не считается мерой по предотвращению загрязнения, поскольку, чем дальше находится место переработки от места производства, тем меньше гарантий, что переработанный продукт будет использован вторично. Так же существует определенная опасность при перевозке отходов, и нет уверенности в том, что за время перевозки и переработки отходы не потеряют свою рыночную стоимость. Такие же проблемы возникают при использовании способа переработки вне производственного процесса, но в пределах предприятия. Правда, в данном случае такие проблемы гораздо менее актуальны. И, все же, всегда существует опасность того, что отходы не будут переработаны или вторично использованы.

В начале 1980-х, на заре возникновения стратегий по предотвращению загрязнения окружающей среды, переработка отходов вне производственного процесса, но на территории предприятия не считалась превентивной мерой. Существовала опасность того, что эффект мер по предотвращению загрязнения будет ослаблен слишком большим вниманием, уделяемым переработке отходов. В середине 80-х некоторые политики были готовы поддерживать способы переработки внутри и вне процесса производства, считая их полноправными методами предотвращения загрязнения. На то существовало несколько причин. Во-первых, между превентивными мерами и контролем над загрязнением существует определенный разрыв. Во-вторых, способ переработки отходов внутри производственного процесса очень эффективен, хотя по техническим параметрам и не может быть определен как превентивная мера. Третья причина - давление деловых кругов общества. Работодатели не видят причин, по которым эти способы переработки не считались бы мерами предотвращения загрязнения, если они выполняют именно такую функцию.

Планирование мер по предотвращению загрязнения
Планирование - важная часть методики предотвращения загрязнения окружающей среды (ведь, в промышленности, для того чтобы появились положительные результаты, требуется время). Планирование необходимо для более успешного производства продукции и управления производством. Создание пофазовых планов по предотвращению загрязнения - наиболее распространенная форма планирования. Для нее не существует единой модели, но выделяются определенные параметры, по которым составляется такой план:
     

· Цели и задачи
· Сырье и оценка возможных выбросов в окружающую среду
· Используемые меры по предотвращению загрязнения и меры предполагаемые к использованию
· Ответственность в случае невыполнения плана
     
Так же необходимо:
     
· Описать производственный процесс
· Оценить возможности мер по предотвращению загрязнения
· Представить план реализации выбранных мер в виде графиков
· Оценить возможность успешности плана после реализации выбранных мер
     
Статус такого рода планов неоднозначен. Некоторые факультативны, хотя законодательством и предусматривается их обязательное выполнение. В них предписывается (1)перерабатывать отходы в процессе производства для удобства контроля, (2)по требованию властей сворачивать производство, (3) по требованию властей проводить проверки. Иногда план требуется в обязательном порядке, так как считается, что возможность факультативного планирования снижает эффективность работы программ.

Степень обязательности планов так же варьируется. Например, что отражается в порядке наложения штрафных санкций. Некоторые официальные лица обладают полномочиями требовать внесения определенных изменений в планы по предотвращению загрязнения окружающей среды, и практически все могут обязать к изменению плана, если в нем не были соблюдены определенные формальности, не были затронуты важные моменты. Фактически, штрафные санкции ни разу не были применены, что доказывает лояльность требований к планированию.

Проблемы планирования, как правило, не оглашаются: в некоторых случаях достоянием широких масс становятся лишь ключевые моменты плана, в других случаях план обнародуют, лишь когда он вступает в противоречие с законом. Требования к планированию практически никогда не бывают важнее производственной тайны. Суть процесса, его составляющие и компоненты держаться в секрете. В редких случаях общественные комитеты по охране окружающей среды имеют право налагать штрафные санкции по материалам планирования, но, фактически, не было случая, чтобы они воспользовались этим правом. Сотрудники предприятий редко имеют возможность участвовать в планировании.

Законодательство
В Канадских провинциях British Columbia и Ontario меры по предотвращению загрязнения факультативны и их реализация полностью зависит от сознательности правительства и экологов. В США в более чем половине штатов (26) превентивные меры законодательно определены, а в Европе только в некоторых северных странах закон требует функционирования экологически чистых технологий. Содержание и эффективность таких законодательств варьируется. Некоторые законодательства очень четко определяют необходимые превентивные меры, другие очень размыты и пытаются охватить все проблемы окружающей среды. Законы New Jersey, к примеру, достаточно четко предписывают принятие определенных мер, законы содружества штатов Massachusetts, Minnesota и Oregon предполагают активную правительственную помощь и контроль, а закон штата Alaska носит весьма описательный характер.

Проблемы здоровья, безопасности труда и занятости
Предотвращение загрязнения окружающей среды - одна из главных проблем здравоохранения. При более частом использовании токсичных веществ повышается их воздействие на сотрудников предприятия, и соответственно повышается уровень производственных заболеваний. Это как раз торт случай, когда зло необходимо пресекать "на корню". При данных обстоятельствах лучшими средствами защиты являются методы "технологического контроля". Такие превентивные меры отличаются от традиционной технологии "полной изоляции" химического производства. Несмотря на то, что эти методы очень эффективны и желательны к применению, они не считаются мерами предотвращения загрязнения, так как не снижают уровень вредных выбросов, а, скорее, его контролируют.

Вредные вещества в одинаковой степени губительно влияют на здоровье сотрудников предприятия, на жителей прилегающих территорий и на состояние окружающей среды. Но, как правило, беспокойство властей вызывает в большей степени уровень состояния здоровья жителей близлежащих районов, хотя в наибольшей степени губительному воздействию вредных выбросов подвержены сотрудники предприятий. Законодательство штата Massachusetts, например, определяет снижения риска для здоровья рабочих, жителей прилегающих территорий и уровня вредного воздействия на окружающую среду как главную экологическую проблему, без расстановки приоритетов (то же в законодательстве штата New Jersey). Никаких попыток сконцентрировать внимание на вреде, который наносится здоровью людей на рабочих местах, не делается. Не проводится никакой специальной подготовки рабочих в области предотвращения загрязнения окружающей среды. На то существует ряд причин. Во-первых, защита окружающей среды раньше никогда не рассматривалась как часть производственного процесса, и сейчас такой подход является новшеством. Во-вторых, в этой области процесс управления производством недостаточно развит.

Рабочие во многих странах мира имеют право собираться в комитеты по охране здоровья и обеспечению безопасности рабочих мест, отказываться от опасной или потенциально опасной работы, имеют право на информацию по безопасности и охране здоровья, а так же на получение специальной подготовки в этих областях. Но в то же время они наделены не многими правами в смежных областях. В качестве примеров можно назвать право вступать в комитеты по надзору за экологической безопасностью со смешанной схемой правления, право предавать огласке нарушение работодателем правил охраны окружающей среды, право отказаться загрязнять или наносить вред окружающей среде каким-либо другим способом, право на получение информации по экологической обстановке, право участвовать в проверке рабочих мест на предмет их безопасности.
     
Планирование мер по предотвращению загрязнения оказало значительное влияние на уровень занятости. Очевидной целью программы по предотвращению загрязнения является увеличение эффективности работы предприятия и его безопасности для окружающей среды едиными мерами. Когда, благодаря инновационным технологиям, эта цель достигается, резко снижается уровень занятости, правда, повышается уровень профессиональной подготовки сотрудников и уровень безопасности производства. Уменьшается употребление сырья, падает объем производства и, соответственно, снижается уровень занятости на химических предприятиях.

Существует еще один аспект занятости, который необходимо упомянуть в контексте планирования. Уровень вредных выбросов может снижаться, но поскольку, общая тенденция, наблюдаемая в промышленной политике - создание максимального количества рабочих мест, возможно "дробление" производственного процесса, что увеличит количество возможных источников отходов и, соответственно, сведет на нет все, что уже было сделано. В соответствии с одной уважаемой теорией у экосистем есть свой предел "выносливости", который может быть превышен как большим объемом вредных выбросов из небольшого количества источников, так и маленькими объемами, поступающими из множества источников.

Экологический контроль рабочих мест
Планирование предотвращения загрязнения может быть частью экологического контроля рабочих мест. Несмотря на то, что существует много форм контроля, наиболее распространенные из них: контроль состояния территории производства и контроль конечного продукта, при которых проводится и экологический и финансовый контроль предприятия.
     
Наметилось 3 четких сферы устойчивого развития и защиты окружающей среды, по которым проводится контроль:
     
· Сохранение природных ресурсов - минералов, воды, древесины
· Использование энергии, что так же подразумевает охрану энергетических ресурсов и разумное их использование
· Предотвращение, контроль загрязнения устранение его последствий
     
При условии, что предотвращение загрязнения осуществляется успешно, будет уменьшаться значимость мер по контролю и устранению последствий загрязнения. Таким образом, при проведении экологического контроля на предприятиях основное внимание должно уделяться именно превентивным мерам.
     
Как правило, основной вред окружающей среде предприятия наносят, расточительно используя водные ресурсы или сбрасывая отходы. Поэтому возникла необходимость в установлении налогов на использование воды, налогов на конечный продукт, который является экологически небезопасным и налогов на производственные отходы. Но, как выяснилось, оказалось непросто оценить вред, наносимый обществу и окружающей среде (что соответствовало бы размеру налогов) и еще не ясно, насколько эти налоги покрывают ущерб, наносимый природе, или только увеличивают стоимость производства.
     
Преимущество экологического контроля в том, что при его проведении нет необходимости оценивать внешние факторы. К примеру "стоимость" вредных выбросов может быть подсчитана путем оценки затрат ресурсов и энергии. Таким образом "стоимость" вредных выбросов представляет собой разность энергетических и ресурсных затрат и стоимость конечного продукта. К сожалению, планирование не уделяет должного внимания таким подсчетам.

Оценка опасности химических веществ
Некоторые схемы по предотвращению загрязнения не принимают во внимание степень вреда производства. Нет критерия, по которому можно было бы оценить, насколько эффективно работают на том или ином предприятии программы по предотвращению вредных выбросов в окружающую среду. При работе такие схемы основываются на списке вредных химических веществ, не рекомендованных к использованию на производстве. Но в таких списках не указывается относительная ядовитость таких веществ и, к тому же, нет никаких гарантий, что заменитель того или иного вещества, не внесенный в список, менее опасен. Руководствуясь здравым смыслом, а не научным анализом, можно найти способ реализации программ по предотвращению загрязнения.
     
Другие схемы основываются на оценке степени вреда производства. Они устанавливают определенные экологические нормы/ параметры как, например плотность и биоаккумуляция в окружающей среде и ряд параметров, непосредственно связанных со здоровьем человека: канцерогенность, способность вызывать мутации, репродуктивная токсичность и т.д.
     
Таким образом, формируется четкая схема, определяющая систему оценки токсичности веществ по данным параметрам. По результатам подсчета вещества разбиваются на группы в порядке снижения токсичности.
     
Хотя такие схем часто разрабатываются с конкретной целью - например, определить необходимые меры контроля, их ценность, главным образом, заключается в том, что разработана общая схема, которая может быть использована для различных программ. К примеру, группа наиболее ядовитых веществ, определенная при помощи данной схемы, может быть запрещена к использованию или рекомендована к постепенному выводу из производства. Иными словами, эта программа не определит, насколько должны быть снижены вредные выбросы в окружающую среду, но помогает определить эффективность принимаемых мер.
     
Например, при замене одного вещества на другое, более ядовитое, эта схема поможет определить, насколько оправдана такая замена. Необходимо свериться со списком ядовитых химикатов и оценить насколько новое вещество вреднее того, которое им заменяется.
     
При работе такого рода схем возникают две проблемы. Первая: верхний предел подверженности человеческого организма губительному воздействию ядовитых веществ. Этот предел очень сложно определить и к тому же он часто искажает объективную степень вреда того или иного вещества. Например, вещество может быть зафиксировано в списке ядовитых веществ как относительно безопасное, но оказаться очень токсичным и вредным для здоровья человека.
     
Вторая проблема тесно связана с социоэкономикой. Основываясь на оценке вреда, наносимого окружающей среде, то или иное вещество постепенно снимается с производства или заменяется аналогом. Но в этом случае возможно и снятие с производства продукта, производимого из данного вещества (например, необходимого лекарства), поэтому перед принятием таких мер необходим тщательный социоэкономический анализ. При этом его нельзя проводить таким же методом, что и оценку вреда химических веществ, поскольку здесь вовлечены две абсолютно разные системы ценностей.
     
Однако, несмотря ни на что, такие схемы являются основными при оценке эффективности работы мер по предотвращению загрязнения (они все относительно новы). Возможно их использование без учета степени риска, без прогнозирования возможных опасностей и соотнесения с оценкой возможной выгоды. При старом подходе к проблеме загрязнения был необходим анализ степени возможного риска, и только после проведения такого анализа просчитывались необходимые действия, и решалось, что нужно предпринять для снижения уровня риска. При таком подходе действительно редко случалось что-то непредвиденное. Метод оценки токсичности химических веществ очень быстр в применении, поскольку не откладывает и не задерживает применение программ по предотвращению загрязнения. Это очень важно, поскольку такие программы должны вступать в действие, как только возникают экологические проблемы, точнее даже еще до их возникновения. Но, несмотря ни на что, мнение о том, что меры контроля достигли максимума развития и уже не будут эффективны на современном этапе развития контроля загрязнения, весьма спорно.