go_up.gif Предыдущая часть документа

Переговоры между предпринимателями и профсоюзами об условиях труда иногда рассматриваются как проверка сил, в которой победа одной стороны обертывается потерей для другой. Увеличение заработной платы, например, рассматривается как угроза прибылям. Соглашение "Никаких увольнений из-за сокращения производства" рассматривается как ограничение гибкости управления. Если переговоры рассматриваются как спор, следует, что наиболее важный фактор заключительного исхода - относительная сила сторон. Для организации рабочих это означает способность остановить производство с помощью забастовки, организации бойкота продукта или услуг предпринимателя или использовать некоторую другую форму давления при сохранении лояльности членов организации. Для предпринимателя сила означает способность противостоять таким давлениям, заменять бастующих рабочих в странах, где это разрешается, или держаться до тех пор, пока трудности не вынудят рабочих вернуться обратно к работе на условиях руководства.
     
Конечно, подавляющее большинство трудовых переговоров заканчивается успешно, без прекращения работы. Тем не менее, это - та угроза, что ведет обе стороны к поиску урегулирования. Этот вид переговоров иногда называется позиционным ведением переговоров, потому что они начинаются с того, что каждая сторона занимает позицию, после чего обе стороны постепенно двигаются небольшими шагами вперед до тех пор, пока не достигнут компромисса на основе своих относительных сил.
     
Вторая модель коллективных переговоров между предпринимателями и профсоюзами об условиях труда описывает их как взаимный поиск оптимального решения (Fisher и Ury 1981). Этот вид переговоров предполагает, что хорошее соглашение может привести к победе обеих сторон. Увеличение заработной платы, например, может быть компенсировано повышенной производительностью. Соглашение "Никаких увольнений из-за сокращения производства" может поощрять рабочих улучшать эффективность, так как в результате их работам не будут угрожать. Такие переговоры иногда называются “взаимными победами” или переговорами “победа-победа”. Что является наиболее важным - способность каждой стороны понять интересы другой и находить решения, которые максимизируют интересы обеих сторон. Охрана труда и здоровья часто рассматривается как идеальный предмет для взаимно выигрышных переговоров, так как обе стороны заинтересованы в том, чтобы избежать несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
     

На практике эти модели переговоров не являются взаимно исключающими, и обе являются важными. Квалифицированные участники переговоров всегда будет пытаться понять своих противников и искать области, где обе стороны могут извлечь выгоду на основе мудрого соглашения. Однако, маловероятно, что слабая сторона достигнет своих целей. Всегда будет оставаться области, где стороны чувствуют, что их интересы расходятся. Переговоры с честными намерениями работают лучше всего тогда, когда обе стороны боятся альтернативы.
     
Даже на переговорах по безопасности и здоровью власть имеет важное значение. Предприятие может быть менее заинтересовано в уменьшении числа аварий, если стоимость аварий можно облечь в конкретную форму. Если раненные рабочие могут быть легко и дешево заменены, без значительной компенсации, руководство может избегать дорогих усовершенствований для обеспечения безопасности. Это особенно верно в случае профессиональных заболеваний с длительными скрытными периодами, где стоимость контрольных приборов оплачивается, когда они устанавливаются, в то время как пособия могут не выплачиваться в течение продолжительного периода времени. В результате, более вероятно, что организация рабочих будет иметь успех, если рабочие имеют власть остановить производство или вызывать правительственного инспектора, если сторонам не удастся найти решение в результате переговоров.
     
Юридические основы
Конвенция МОТ о свободе объединения, защите прав организовывать и участвовать в переговорах между предпринимателями и профсоюзами об условиях труда и Конвенции и Рекомендации МОТ по охране труда и здоровья признают роль организаций рабочих. В то время как эти инструменты обеспечивают международные основы, права рабочих могут быть подтверждены только с помощью национальных законов и правил.
     
Конечно, юридические основы для переговоров между предпринимателями и профсоюзами об условиях труда, уровень, на котором эти переговоры происходят, и даже сам процесс переговоров зависит от страны. Законодательства наиболее развитых промышленных стран включают систему регулирования переговоров между предпринимателями и профсоюзами об условиях труда. Даже внутри Европы степень регулирования может сильно меняться, от минимального регулирования в Германии до наиболее развитого во Франции. Юридический результат коллективного соглашения также меняется. В большинстве стран соглашение может быть принудительно осуществлено в судебном порядке; в Великобритании, однако, соглашения рассматриваются как неофициальные, должны применяться на основании честных намерений сторон, поддерживаемых угрозой прекращения работы. Ожидается, что это разнообразие внутри Европы уменьшится в результате большей европейской интеграции.
     
Уровень переговоров также меняется. США, Япония и большинство латиноамериканских стран ведут переговоры на уровне индивидуального предприятия, хотя профсоюзы часто пытаются вести переговоры о “структурном” соглашении со всеми основными предпринимателями, работающими в данном секторе. Другая крайность - Австрия, Бельгия и Скандинавские страны, которые имеет тенденцию вести высоко централизованные переговоры, на которых большинство рабочих мест подчиняются рамочному соглашению, являющемуся предметом переговоров между национальными федерациями, представляющими профсоюзы, и предпринимателями. Отраслевые соглашения, охватывающие конкретные отрасли промышленности или профессии, являются общими в некоторых странах, таких как Германия и Франция.
     

Франкоязычные африканские страны имеют тенденцию следовать примеру Франции и вести переговоры на отраслевом уровне. Некоторые англоязычные развивающиеся страны также ведут переговоры на отраслевом уровне. В других странах многочисленные профсоюзы договариваются от имени различных групп рабочих на отдельном предприятии.
     
Уровень переговоров частично определяет зону действий коллективных соглашений. Во Франции и Германии, например, коллективные соглашения, обычно, распространяются на каждого работника внутри сферы действия профессии или отрасли промышленности, к которой соглашение применяется. С другой стороны, в Соединенных Штатах Америки и других странах с переговорами на уровне предприятия коллективные соглашения охватывают только те рабочие места, где профсоюз признается как участник переговоров.
     
Даже более важный фактор в определении зоны действия переговоров между предпринимателями и профсоюзами об условиях труда - облегчает ли или задерживает национальный закон объединение рабочих в профсоюзы и переговоры между предпринимателями и профсоюзами об условиях труда. Например, в некоторых странах служащим общественного сектора не разрешают коллективно вести переговоры. В других странах профсоюзы общественного сектора быстро растут. В результате таких факторов, процент рабочих, охваченных коллективными соглашениями, изменяется от почти 90 процентов в Германии и Скандинавских странах до цифры ниже 10 процентов во многих развивающихся странах.
     
Юридические основы также влияют на то, как переговоры между предпринимателями и профсоюзами об условиях труда применяются к охране труда и здоровья. Например, Закон об охране труда и здоровья США дает организациям рабочих право на информацию об опасных химических веществах и других опасностях на заводе, право сопровождать инспектора на рабочее место и ограниченное право участвовать в юридических процессах, начатых правительством против предпринимателя за нарушения стандартов.
     
Многие стран идут дальше. Наиболее развитые промышленные страны требуют от большинства предприятий установить объединенные комитеты по безопасности и здоровью. Канадская провинция Онтарио требует, чтобы официально назначенные представители по безопасности и здоровью были выбраны рабочими на большинстве рабочих мест, и чтобы они прошли стандартный курс обучения за счет предпринимателя. Шведский закон о рабочей среде требует назначения уполномоченных по безопасности местной профсоюзной организацией. Шведские уполномоченные по безопасности имеют широкие права на информацию и консультации. Что наиболее важно, они имеют полномочия приостановить опасную работу во время осмотра шведскими инспекторами по труду.
     
Эти законы усиливают процесс переговоров между предпринимателями и профсоюзами об условиях труда по вопросам безопасности и здоровья. Обязательные объединенные комитеты по безопасности обеспечивают обычный механизм для переговоров. Обучение дает представителям профсоюза знания, которыми они должны эффективно поделиться. Право приостанавливать опасные работы помогает обеим сторонам сосредоточиться на устранении источника опасности.
     

Контракт и обеспечение выполнения Закона о труде


 go_down.gif Следующая часть документа