go_up.gif Предыдущая часть документа



                              Движения при выполнении работы                     Зрительное усилие
     
I диапазон      Частые движения, подразумевающие                   Большое зрительное усилие
                               большие временные затраты
     
II диапазон     Менее частые движения                                      Частое использование зрительного аппарата
     
III диапазон   Требуются меньшие временные затраты               Зрительная информация не имеет значения
     
IV диапазон    Случай менее частый, небольшое время               Нет зрительного усилия в частности
     
V диапазон    Этого следует избегать                                         Этого следует избегать

--------------------------------------------------------------------------------
     
Следующим фактором является временной период, в течение которого происходит зрительное восприятие объекта. Время видения будет больше или меньше в зависимости от того, в статическом ли положении находятся наблюдатель и объект или один из них или они оба находятся в движении. Способность глаза приспосабливаться к различному освещению объектов может также оказывать значительное влияние на видимость.

Распределение света; ослепление
Ключевыми факторами в условиях, влияющих на зрение, являются распределение света и контраст яркостей. Что касается распределения света, то предпочтительнее иметь хорошее общее освещение вместо местного, для того, чтобы избежать ослепления. По этой причине, электроприборы должны быть распределены как можно равномернее, чтобы избежать разницы в силе света. Постоянное перемещение в неравномерно освещенных зонах утомляет глаза, и со временем это может привести к ослаблению остроты зрения.

Ослепление происходит, когда в поле зрения находится яркий источник света; результатом его является уменьшение способности различать предметы. Рабочие, которые постоянно подвергаются ослеплению, могут страдать от глазного напряжения, а также и от функциональных расстройств, хотя часто они этого не осознают.

Ослепление может быть прямым, когда оно вызвано нахождением ярких источников света в поле зрения, или отраженным, когда свет отражается от поверхностей с высоким коэффициентом отражения. В явлении ослепления участвуют следующие факторы:

1. Яркость источника света. Максимальная переносимая яркость при прямом наблюдении составляет 7500 кд/м. На рисунке 46.11  некоторые из приблизительных значений яркости для нескольких источников света.

--------------------------------------------------------------------------------


Рис.  46.11    Приблизительные значения яркости




-------------------------------------------------------------------------------

2. Расположение источника света. Этот вид ослепления случается, когда источник света находится в пределах угла в 45 градусов к линии прямой видимости наблюдателю, и будет сведен до минимума, если источник света будет находиться вне этого угла. Приемы и методы, позволяющие избежать прямого и отраженного ослепления, можно увидеть на следующих рисунках (смотри рисунок 46.12).

--------------------------------------------------------------------------------

Рис.  46.12   Факторы, влияющие на ослепление
     



-------------------------------------------------------------------------------

Обычно ослепление происходит чаще, если источники света располагаются на небольших возвышениях или установлены в больших комнатах, так как источники света в больших комнатах или источники света, которые расположены слишком низко, могут легко оказаться в пределах того угла зрения, который вызывает ослепление.

3. Распределение яркости среди различных объектов и поверхностей. Чем больше разница в яркости среди предметов, находящихся в поле зрения, тем сильнее будет ослепление и тем сильнее будет ухудшение способности видеть из-за воздействия на процессы адаптации зрения. Ниже даны максимальные рекомендуемые диспропорции яркости:

· зрительная работа - рабочая поверхность: 3:1
· зрительная работа - окружающая обстановка: 10:1

4. Временной период зрительного восприятия объекта. Даже источники света с низкой яркостью могут вызвать ослепление, если зрительное восприятие продолжалось слишком долго.

Избежать ослепления можно достаточно просто и сделать это можно несколькими способами. Одним из способов, например, является установка сеток под источниками освещения; можно также использовать охватывающие диффузоры или параболические рефлекторы, которые могут направлять свет туда, куда нужно или установить источники света так, чтобы они были вне угла зрения. При обустройстве рабочего места правильное распределение яркости так же важно, как и само освещение, но важно также и осознавать, что слишком равномерное распределение яркости затрудняет трехмерное и пространственное восприятие предметов.

Системы освещения
Недавно возрос интерес к естественному освещению. Это вызвано не столько качеством этого освещения, сколько чувством комфорта, которое оно дает. Но так освещение от естественных источников не является равномерным, требуется использование искусственной системы освещения.

Самыми распространенными системами освещения являются следующие:

Общее равномерное освещение
В этой системе источники света распределены равномерно без учета расположения рабочих мест. Средний уровень освещения должен быть равен уровню освещения, требуемого для выполнения предстоящей работы. Эти системы используются главным образом на участках, где рабочие места не являются стационарными.

Такая система должна соответствовать трем фундаментальным требованиям. Прежде всего, она должна быть оснащена антибликовыми приспособлениями (сетками, диффузорами, рефлекторами и т.д.). Второе требование заключается в том, что часть света должна быть направлена на потолок и на верхнюю часть стен. Третье требование состоит в том, что источники света должны быть установлены как можно выше, чтобы свести ослепление до минимума и сделать освещение как можно более однородным (смотри рисунок 46.13).

--------------------------------------------------------------------------------

Рис. 46.13  Системы освещения
     



--------------------------------------------------------------------------------

Местное освещение и общее освещение
Эта система пытается усилить общую схему освещения посредством размещения ламп ближе к рабочим поверхностям. Эти типы ламп часто дают блики, и рефлекторы должны быть расположены таким образом, чтобы они убирали источник света из прямого поля зрения рабочего. Использование местного освещения рекомендуется для такого применения, где визуальные требования очень высокие: такие как уровни освещения порядка 1000 лк или выше. Обычно с возрастом рабочего его зрительная способность уменьшается, что требует увеличения уровня общего освещения, или чтобы оно было усилено местным освещением. Это явление можно уяснить из рисунка 46.14.

--------------------------------------------------------------------------------

Рис. 46.14  Потеря остроты зрения с возрастом
     



 -------------------------------------------------------------------------------

Общее локальное освещение
Этот тип освещения состоит из потолочных источников, размещенных с учетом двух моментов: характеристик осветительного оборудования и потребностей в освещении каждого рабочего места. Этот тип освещения рекомендуется для пространств или рабочих зон, которым необходим высокий уровень освещения, и он требует знания будущего расположения каждого рабочего места перед стадией проектирования.

Цвет: основные понятия
Правильный выбор цвета для рабочего места значительно способствует повышению производительности труда, безопасности и общему самочувствию работников. Отделка поверхностей и оборудования, находящегося в рабочей зоне, точно также способствует созданию приятных зрительных ощущений и приятной рабочей обстановки.

Обычный свет состоит из электромагнитных излучений с различными длинами волн, каждое из которых соответствует определенному диапазону видимого спектра. Смешивая красный, желтый и голубой свет, мы можем получить большинство видимых цветов, включая белый. Наше восприятие цвета предмета зависит от цвета света, которым он освещен и от того, каким образом сам предмет отражает цвет.

 go_down.gif Следующая часть документа