ОХРАНА>> <<ТРУДА>> И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ: УСЛУГИ КОНСУЛЬТАНТОВ
     

Dan Petersen


Иногда те, на кого в организации возложена ответственность за <<охрану>> <<труда>> и технику безопасности, обращаются за помощью к таким внешним источникам, как профессиональные консультанты по вопросам <<охраны>> <<труда>> и техники безопасности, причем делают они это независимо от того, занимаются ли последние моделями поведения человека, системами <<охраны>> <<труда>> или физическими параметрами окружающей среды. Когда это происходит, важно иметь в виду, что ответственность за успешное выполнение задания по анализу и усовершенствованию данной системы не может быть переложена на плечи сотрудников чужих организаций. Штатные сотрудники (в противовес внешним консультантам), изучающие какую-нибудь систему, обычно получают более надежные данные в силу их более близкого знакомства с организацией. Тем не менее, помощь со стороны внешнего консультанта может стать особенно необходимой тогда, когда речь идет о заимствовании его большого опыта в анализе проблем <<охраны>> <<труда>> и выработке соответствующих решений.

Помощь со стороны

Если в организации нет никого, кто был бы знаком с законодательством по <<охране>> <<труда>> и национальными стандартами техники безопасности, то, вероятно, наступило время, когда Вам необходимо пригласить эксперта по вопросам правил техники безопасности. Часто бывает так, что в организационной структуре Вашей организации нет никого, кто мог бы проанализировать поведение системы. В случае возникновения такого непредвиденного обстоятельства Вам рекомендуется обратиться за помощью в этом деле к тому, кто мог бы её оказать. По мнению Кеннета Альберта (1978 г.), помощь со стороны может быть целесообразной в следующих шести случаях, а именно:
     
· Когда важно получить специальное заключение специалиста;

· Когда это заключение будет касаться политически чувствительной проблемы;

· Когда требуется сохранить беспристрастность в суждениях;

· Если время стало критической величиной, а внутренних ресурсов явно не хватает;

· Если необходимо сохранить анонимность;

· Когда может сработать престиж человека, приглашенного извне.

Хотя замечания Альберта были им сделаны по иному поводу и не касались проблемы <<охраны>> <<труда>> , вышеуказанные пункты тем не менее подтверждают необходимость приглашения внешнего консультанта по вопросам техники безопасности на производстве. Очень часто решение данной проблемы зависит от личных качеств связанных с ней менеджеров и поэтому бывает чрезвычайно трудно решить её изнутри. В таком случае решение может быть приемлемым для всех заинтересованных сторон именно потому, что оно предложено специалистом, не принадлежащим данной организации. Если организации нужен поспешный анализ, то внешний консультант может выполнить его значительно быстрее и, к тому же, его рекомендации могут оказаться более весомыми, чем мнение штатного специалиста. В области <<охраны>> <<труда>> помощь извне требуется оказывать многим организациям по вопросам отработки поведения системы, некоторым из них - только по проблеме системного анализа техники безопасности и совсем немногим - лишь в отношении физических параметров внешней среды. Тем не менее, говоря о консультантах по технике безопасности, следует заметить, что предложение и спрос на этих специалистов на рынках <<труда>> находятся в обратно пропорциональной зависимости друг к другу. Это ясно хотя бы из того, что почти полностью удовлетворен спрос на них в части отладки параметров внешней среды, в то время как их значительно меньше в области системного анализа техники безопасности и они почти полностью отсутствуют в классе отработки поведения системы.

Консультанты по вопросам <<охраны>> <<труда>> и техники безопасности
Хотя типы внешних консультантов по вопросам <<охраны>> <<труда>> и техники безопасности будут варьироваться от страны к стране, тем не менее, обычно их можно разбить на следующие категории, а именно:
     

· Инженеры и консультанты по правилам <<охраны>> <<труда>> и техники безопасности на производстве, работающие по конктрактам со страховыми обществами и компаниями;

· Консультанты по правилам <<охраны>> <<труда>> и техники безопасности, работающие в правительственных учреждениях (общегосударственного значения, в штатах или провинциях или на местах);

· Консультанты, работающие по контрактам с консультационными фирмами, и штатные профессиональные консультанты по вопросам <<охраны>> <<труда>> и техники безопасности;

· Нештатные частнопрактикующие консультанты;

· Консультанты советов или ассоциаций по вопросам <<охраны>> <<труда>> и техники безопасности;

· Консультанты промышленных ассоциаций и объединений.

Консультанты страховых обществ и компаний. Большинство консультантов и инженеров по вопросам <<охраны>> <<труда>> и техники безопасности в США, кто не работает в правительственных учреждениях или на промышленных предприятиях, являются сотрудниками страховых фирм. Многие другие профессиональные работники в этой области также начинали свои служебные карьеры с работы в страховых компаниях. Почти всем компаниям, за исключением самых больших и тех, которые в состоянии перестраховать собственные фонды, постоянно оказывается помощь со стороны инспекторов, следящих за страхованием от убытков.

Консультанты правительственных учреждений
. Поставщики консультационных услуг со стороны правительственных учреждений в различных странах различны. Они отличаются друг от друга по месту работы (в стране, штате, провинции или местном округе) и той категории производственных заданий, к которым они допущены как исполнители и профессионалы. В США в качестве декларируемой цели программы консультаций на местах, предлагаемой Управлением по безопасности и гигиене <<труда>> (УБГТ), объявлено создание "безопасных и здоровых рабочих мест для наемных рабочих и служащих". В соответствии с этим определением консультации могут касаться только физических параметров окружающей среды. Организация, желающая получить такого рода помощь, должна рассмотреть предложение услуг со стороны УБГТ. Если, однако, консультационная помощь требуется для анализа системы техники безопасности или отработки поведения этой системы, то обращение к УБГТ будет в данном случае некорректным.

В число обязанностей советников УБГТ по консультированию клиентов на местах входят следующие:
     

· Установить и правильно классифицировать риски и источники опасности;

· Рекомендовать мероприятия, за исключением мер инженерного воздействия, по исправлению ситуации на производстве;

· При наличии серьезных источников опасности на производстве согласовать даты их устранения;

· Уведомлять управляющих директоров о любых источниках повышенной опасности на производстве, по которым ещё не отреагировал должным образом работодатель;

· Расследовать меры, принятые в связи с действиями предпринимателя.

Получение консультационных услуг со стороны УБГТ таким образом будет, очевидно, не совсем обычным делом. Цель советников этой организации состоит в том, чтобы содействовать улучшению физических параметров окружающей среды. Однако в двух случаях на них могут быть возложены дополнительные обязанности, как-то:
     

· При обнаружении серьезного нарушения норм и стандартов УБГТ они должны взять его на контроль и проследить за тем, чтобы оно было  устранено  в строго определенные ими сроки;

· При обнаружении признаков нарушения норм и стандартов УБГТ они должны либо доложить о них своему руководству (следовательно, и в соответствующие структуры Министерства <<труда>> США), либо уведомить о них тех сотрудников в проверяемой ими организации, которые ответственны за соблюдение этих норм и стандартов для принятия ими неотложных мер реагирования.

Другими словами, консультационные услуги со стороны УБГТ правомочны только в тех случаях, когда ничего серьезного не выявлено. Если обнаруживается что-нибудь серьезное или представляющее непосредственную опасность, то в этом случае "клиент" теряет бразды правления и не знает, что и когда он должен сделать, чтобы исправить ситуацию к лучшему.

Частные консультационные фирмы. Третий канал для получения внешней помощи представляют (штатные) частнопрактикующие консультанты или частные консультационные фирмы. Если отсутствуют вышеназванные ограничения, то они могут обеспечить экспертизой любого заказчика, будь то речь идет об отработке поведения внедряемой системы техники безопасности, анализе рекомендуемых систем техники безопасности или изменении физических параметров окружающей среды. Единственная трудность состоит в том, чтобы подобрать такого консультанта, который владел бы требуемыми навыками и опытом для выполнения конкретного производственного задания.
     
Внештатные частные консультанты и другие
. Четвертый канал для получения услуг со стороны частнопрактикующих консультантов обеспечивают те, кто консультирует на непостоянной основе, чтобы пополнить свои доходы. Эти советники являются либо вышедшими на пенсию профессиональными специалистами по <<охране>> <<труда>> , которые продолжают активно работать в своей области, либо они числятся профессорами колледжей или университетов, которые подрабатывают к своему заработку и сохраняют живой интерес к тому, что происходит за пределами их учебных заведений. И тут снова проблема заключается в том, чтобы найти и отобрать нужных людей с требуемым уровнем профессиональной пригодности. Дополнительный интерес могут представлять также консультанты национальных или местных советов по <<охране>> <<труда>> или советники профессиональных ассоциаций.

Откуда приглашать консультанта
По первым из вышеназванных двух категорий внешней помощи (правительственные учреждения и страховые компании) найти консультанта нетрудно. Например, в США нужно всего лишь связаться с соответствующим страховым агенством по компенсационным выплатам рабочим или местным страховым офисом УБГТ и попросить их направить к Вам своего представителя. Во многих других странах предоставляются аналогичные услуги как правительственными учреждениями, так и страховыми обществами.

Более трудная задача найти консультанта по двум другим категориям. В США, например, несколькими организациями публикуются справочники консультационных услуг и тех, кто их оказывает. К примеру, Американское общество инженеров по технике безопасности (АОИТБ) издает один из таких национальных справочников, который включает сведения о 260 советниках. Однако, при работе с этим справочником возникают большие трудности. Анализ информации о 260 советниках, указанных в опубликованном списке, показывает, что 56% из них это те, кто заявили, что они ищут работу, но при этом не указали, работают ли они в компаниях и стремятся к дополнительному заработку, или являются штатными консультантами, или вышедшими на пенсию нештатными советниками по вопросам <<охраны>> <<труда>> . Ещё 32% - это те, кто указали, что они связаны с работой в консультационных фирмах, 5% из этого числа назвали себя сотрудниками университетов, 3% - страховыми агентами, 3% - работниками промышленных компаний и 1% - советниками соответствующих правительственных структур в отдельных штатах. Хотя этот справочник и рекламировался как издание, которое подскажет читателю, "где искать экспертов по технике безопасности и здравоохранению", на самом деле это всего лишь именной список тех, кто уже исполнил свой профессиональный долг и в настоящее время является членом реферативного отделения АОИТБ.

Весьма затруднительно найти консультанта, который соответствовал бы предъявляемым к нему требованиям. Вероятно, наилучшим способом решения данной проблемы, если не считать приглашения на работу представителей страховых обществ или советников правительственных учреждений, могут стать рекомендации типа: 1) свяжитесь с другими организациями, испытывающими такие же, как у Вас, трудности, и выясните, кого они приглашали и как он\она, по их мнению, справились с работой; 2) свяжитесь с профессиональной организацией национального уровня и 3) продолжайте пользоваться такими же, как было указано выше профессиональными справочниками, имея в виду все то, что мы уже Вам рассказали о них.

Консультационные услуги страховых обществ и компаний
Самой оперативной помощью со стороны внешних консультантов являются консультационные услуги, предоставляемые страховыми обществами и компаниями. С самого зарождения движения за <<охрану>> <<труда>> на промышленных предприятиях страхование было связано с правилами техники безопасности на производстве. В течение многих лет единственным источником внешней помощи для большинства компаний было страховое общество. Хотя положение дел с тех пор уже изменилось, но по-прежнему приглашают прежде всего страхового агента. На отделы техники безопасности в типичных крупных страховых компаниях возложено исполнение следующих трех специальных функций, как-то:
     

· Содействие обслуживаемым компаниям в сбыте продукции;

· Содействие гарантированному размещению ценных бумаг на рынке;

· Обслуживание клиентов.

Только одна треть из этих структурных подразделений представляет ценность для клиентов, нуждающихся в консультационной помощи по вопросам <<охраны>> <<труда>> и техники безопасности. Гарантированное размещение ценных бумаг возложено на местного представителя, который является "глазами и ушами" страховой компании, наблюдая за тем, как разворачиваются дела у держателей страхового полиса и докладывая обо всех нюансах дел страховщику, прикованному к инфраструктуре страховой компании. Третья функция состоит в том, чтобы оказывать содействие клиентам в мероприятиях по предотвращению потерь и <<охране>> <<труда>> , сокращая число тех, кто мог бы пострадать от аварий или телесных повреждений, и уменьшая их потенциальные финансовые убытки. Объем оказываемой помощи в различных компаниях различен.

С годами возникли различные толкования стоимости услуг, оказываемых страховыми компаниями. В некоторых компаниях отдел техники безопасности все ещё остаётся важной частью функций андеррайтера, и его обязанности сводятся к тому, чтобы наблюдать за развитием событий и докладывать об изменениях обстановки. В других компаниях инженерный отдел непосредственно подчинен отделу ценных бумаг. В некоторых страховых обществах отделы контроля за возможными убытками при страховании являются совершенно независимыми структурными подразделениями, которые существуют в основном для того, чтобы обслуживать клиентов, и уже затем содействовать сбыту и гарантированному размещению на рынке ценных бумаг. Когда главной задачей подразделения является содействие сбыту продукции, страдает служба по обслуживанию клиентов. Если отделы контроля за возможными убытками при страховании являются составной частью структуры андеррайтера, то в этом случае будет затруднительно получить от них помощь по вопросам техники безопасности, поскольку в их штате просто не будет грамотных и квалифицированных специалистов для оказания таких услуг. Если отделы контроля за возможными убытками при страховании не связаны напрямую с андеррайтерскими структурами, то тогда клиент вправе рассчитывать на хорошее обслуживание с их стороны. И, наоборот, эти подразделения могут утратить всякую эффективность, если начнут действовать многочисленные факторы, препятствующие эффективному противодействию факторам риска и развитию опасных ситуаций на производствах.

Если функции службы сводятся только к проведению проверок, что имеет место в большинстве случаев, то тогда легко упустить вопросы, связанные с выбором техники безопасности системы и отработкой различных режимов поведения данной системы. Когда служба безопасности поставляет только материалы и оборудование и не делает ничего другого, то в конечном счете она теряет всякий смысл. Когда деятельность службы сводится в основном к проведению у заказчика совещаний по технике безопасности, на которых рассматриваются преимущественно вопросы поставок "готовых программных продуктов", растиражированных в штаб-квартирах страховых обществ для последующего их использования во всех застрахованных компаниях, или она ограничивается только общей констатацией того, что все физические параметры окружающей среды находятся в полном соответствии с установленными нормами и правилами, то тогда ей вряд ли удастся активно развернуть свою деятельность.  

В зависимости от того, какая философия будет положена в основу деятельности страхового общества, могут возникнуть новые сверхплановые услуги, о которых расскажет представитель при посещении заказчика. На рисунке 60.1 показаны некоторые дополнительные услуги, которые могут быть особенно полезны для заказчиков. Наряду с другими услугами они включают в себя консультирование по объектам промышленной гигиены, курсы подготовки медсестер и специалистов (по инженерным и противопожарным средствам защиты). Курсы профессиональной подготовки не так широко распространены, но также представляют известную ценность.

--------------------------------------------------------------------------------

Рис. 60.1 Дополнительные услуги консультантов




--------------------------------------------------------------------------------

Консультанты из правительственных учреждений
Как и в случае с консультантами страховых обществ, необходимо хорошо взвесить некоторые соображения прежде, чем компания решит, приглашать или не приглашать для оказания помощи консультантов из правительственных учреждений. Соображения эти касаются следующих вопросов:
     

· Приемлемы ли условия, на которых предлагается помощь из правительственного учреждения;

· Уровень профессиональной компетентности тех, кто участвует в проекте;

· Неспособность управлять искусственными проблемами.

Вероятно, самое первое соображение будет касаться вопроса о том, желает ли вообще компания связываться с правительством. Приглашая к себе других консультантов (частнопрактикующих или тех, кого предложили страховые компании), мы можем быть уверенными в том, что независимо от того, какими бы ни были их выводы и заключения, они навсегда останутся только доверительной информацией, касающейся их лично и пригласившей их организации. Какое бы решение ни приняла компания, оно всегда будет решением только самой компании, за которой всегда остается право распоряжения информацией. Но это не совсем так, как только разговор заходит о консультантах из правительственных учреждений. Например, если консультанты обнаружат один или сразу два вида опасных ситуаций, - нарушение законодательства, в том числе с угрозой для жизни или здоровья, - то организация может утратить своё право решать, что и когда надо предпринять для того, чтобы противостоять такого рода опасностям.

Консультанты из правительственных учреждений могут оказать содействие в решении вопроса о том, соблюдает или нарушает организация установленные правила, инструкции и стандарты. Это очень узкий взгляд на проблему и к тому же вскрывающий очень много слабых мест, как заметил Питерс в своей статье "Почему только глупый человек полагается на стандарты техники безопасности". В 1978 году он написал: "Для тех, кто очень мало знаком с правилами техники безопасности, представляется вполне правдоподобным и разумным предположить, что обеспечение производственной безопасности зависит от качества этих стандартов и достаточной степени согласованности с ними производственных условий". Питерс считает, что такое предположение не только ошибочно, но и подрывает нашу веру в стандарты профессиональной деятельности, призванные минимизировать потери и убытки.

Консультационные услуги, заказываемые и получаемые в частном порядке
Когда мы имеем дело с частнопрактикующим консультантом, будь это свободно определяющийся гражданин или штатный или нештатный служащий консультационной фирмы, не существует никаких обязательных требований по представлению отчетности. Частный консультант не обязан придерживаться требования о передаче на рассмотрение других лиц тех материалов, которые он изучает. В этом смысле отношения между ним и организацией носят строго доверительный характер. Рамки и сфера его консультаций ограничены, и заказчик может самым непосредственным образом воздействовать на консультанта. Поэтому единственный вопрос, который должен обеспокоить клиента, состоит в том, чтобы выяснить для себя, компетентен или некомпетентен консультант в той области, по которой он приглашен для консультаций, и считает ли он справедливым то материальное вознаграждение, которое ему предложено за консультационные услуги. На рисунке 60.2
перечислены некоторые из самых главных функций консультанта.

--------------------------------------------------------------------------------

Рис. 60.2 Основные функции консультанта по управлению технологическими процессами




--------------------------------------------------------------------------------

Дж. Липпит (1969 г.), написавший много статей на тему о процессе консультаций и консультантах, выделил восемь специальных сфер деятельности для консультантов, а именно:
     
1. Консультант помогает руководству разобраться с организационными проблемами (например, организует совещание руководителей предприятия по проблеме взаимоотношений между своими сотрудниками и наемным персоналом на местах);
2. Консультант помогает руководству выяснить вклад каждого участника совещания в обсуждении данной проблемы ( например, касаясь проблемы взаимоотношений между своими сотрудниками и наемным персоналом на местах, он пытается совместно с представителями руководства выяснить, как обмен мнениями на совещании по вопросам взаимодействия сотрудников может способствовать решению поставленной проблемы);
3. Консультант оказывает помощь в анализе долгосрочных и краткосрочных целей возобновления производственной деятельности предприятия (т.е. вовлекает представителей руководства в работу по перенацеливанию производства и изменению производственных задач);
4. Консультант совместно с представителями руководства рассматривает альтернативные планы обновления производства
5. Консультант совместно с представителями руководства разрабатывает планы обновления производства (например, вместо представления на подпись руководству своего независимого плана работ обсуждает общие цели предстоящей работы и вместе с выделенной группой сотрудников предприятия разрабатывает модель самоконтролирующей системы);
6. Консультант изучает вопросы о выделении соответствующих ресурсов для осуществления планов обновления производства (например, представляет на рассмотрение руководства ряд предложений по изысканию соответствующих резервов как внутри предприятия, так и за его пределами; стремление к обновлению предприятия должно помочь руководству осознать, какие средства надо задействовать, чтобы достичь определенного эффекта в решении какой-нибудь проблемы на производстве);
7. Консультант консультирует руководство по вопросам переоценки средств производства и обновления производственного процесса (например, предоставляемая экспертиза должна соответствовать задачам решения возникшей проблемы; основываться на сотрудничестве с руководством; интерес к обновлению должен учитывать текущее состояние проблемы и не ограничиваться только проверкой исполнения тех или иных мероприятий);
8. Консультант вместе с руководством изучает дополнительные шаги, которые нужно сделать, чтобы гарантировать надежное решение проблемы и увеличить положительный эффект от процесса обновления производства (например, раскрывает для руководства значение предпринятых мер, сосредотачивая внимание на ещё нерешенных вопросах реорганизации производства).

Липпит в 1969 году выделил также пять различных служебных должностей, которые могут занимать консультанты, работая по заказам своих клиентов (Рис. 60.3).

--------------------------------------------------------------------------------

Рис. 60.3 Пять подходов в консультировании.




--------------------------------------------------------------------------------

Выбор консультанта
При выборе консультанта рекомендуется пройти путь, указанный на рис. 60.4.

--------------------------------------------------------------------------------

Рис. 60.4 Выбор консультанта




--------------------------------------------------------------------------------

Вопрос о том, использовать или не использовать в работе приглашенного консультанта, должен рассматриваться в зависимости от потребностей заказчика и с учетом практического опыта и знаний, которыми должен обладать консультант, чтобы оказать настоящую помощь. Если это условие выполняется, то будет логично выбрать среди кандидатов тех, кто в полной мере отвечает всем предъявляемым требованиям. В результате может быть принято решение о том, что предстоящую работу можно выполнить внутренними силами, например, вначале определив наличие требуемой экспертизы на предприятии, а затем применив все имеющиеся знания и опыт для решения конкретных вопросов <<охраны>> <<труда>> , возникших на производстве. И, напротив, может быть принято решение о том, что при определенных обстоятельствах необходимо обратиться за помощью извне.

Оценка работы консультанта
Проработав с консультантом некоторое время, компания может дать оценку его работе и высказать свое мнение о его достоинствах более определенно (рис. 60.5). В результате сделанного консультантом анализа может быть сделан вывод о том, что оставшуюся часть работы или аналогичное задание можно выполнить, используя собственные силы и средства. Сталкиваясь с различными проблемами <<охраны>> <<труда>> и другими вопросами, так поступают сейчас многие компании, а ещё больше компаний - стараются поступить таким же образом.

--------------------------------------------------------------------------------

Рис. 60.5 Деятельность по <<охране>> <<труда и технике безопасности: оценка работы консультанта




--------------------------------------------------------------------------------

Подходы, основанные на решении проблем
К.Альберт в своей книге "Как стать консультантом Вашего собственного руководителя" (1978 г.) называет четыре различных вида внутреннего контроля, ориентированного на решение проблем, а именно:

· Найм консультанта для работы в качестве штатного сотрудника;

· Временное назначение кого-нибудь на  специальную должность;

· Создание группы специалистов для решения возникшей проблемы;

· Сотрудничество между приглашенным консультантом  и штатным советником.

Более того, Альберт даже предлагает принять основные правила игры, не зависящие от избранного Вами подхода. Они сводятся к следующим положениям и призывам:

· Заручитесь полной поддержкой со стороны высшего руководства;

· Установите конфиденциальные отношения;

· Добейтесь признания со стороны оперативных подразделений;

· Избегайте политических вопросов, чувствительных для компании;

· Отчет о своей деятельности направляйте в руководящие органы;

· Не спешите с выводами и сохраняйте объективность.