МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА
     

Ronald J. Burke

Преодоление стресса определяется как “усилия, направленные на снижение влияния стресса на состояние индивида” (Эдвардс, 1988). Преодоление стресса, равно как и сам стресс, испытываемый на работе, является комплексным и динамическим процессом. Усилия, связанные с разрешением данных проблем, диктуются оценкой текущей ситуации либо как угрожающей и чреватой нанесением ущерба, либо вызывающей беспокойство (то есть по существу стрессовой). Преодоление - это индивидуальный процесс, нивелирующий взаимосвязь между стрессом и его последствиями.


Методы разрешения данной проблемы зависят от специфических комбинаций соображений, убеждений и стиля поведения, которые становятся результатом стресса, и могут проявляться вне зависимости от типа стресс-фактора. Способ преодоления стресса – диспозиционная переменная. Методы разрешения данной проблемы достаточно стабильны на протяжении неопределенного периода времени и для различных ситуаций, они находятся под влиянием индивидуальных особенностей характера, но отличаются от последних. Различие между ними носят достаточно общий и абстрактный характер. Примерами таких методов, могут быть “управляемое притупление” (Миллер, 1979) и “чувствительное угнетение” (Хьюстон и Ходжес, 1970). Индивидуальные особенности личности, возраст, жизненный опыт, пол, интеллектуальные способности и знания влияют на то, как человек преодолевает стресс. Методы борьбы со стрессом являются результатом как уже имеющегося опыта, так и ранее приобретенных знаний.


Шэнан (1967) давно предложил один из методов, который он назвал приспособленческим. Данный “приспособленческий набор” включал четыре основных составляющих:

     

- Наличие энергии, направленной  непосредственно на потенциальный источник неприятностей;

- Четкое разграничение внутренних и внешних по отношению к индивиду  факторов;

- Выбор в пользу решения проблемы, а не уклонения от конфронтации с ней;

- Установление равновесия между внешними требованиями к индивиду и его собственными потребностями.


Антоновски (1987) также считает, что в интересах эффективности преодоления стресса необходима мотивированность личности, настрой на решение проблемы, точный просчет характера и масштабов проблемы и условий окружающей среды с тем, чтобы только после этого выбрать наиболее подходящие и доступные ресурсы для ее разрешения.


Наиболее часто встречающаяся типология методов преодоления проблем (Лазарус и Фолкман, 1984) содержит проблемно-ориентированный подход (включает поиск информации и настрой на решение проблемы) и эмоционально-ориентированный (с которым связано выражение и регулирование эмоций). Эти два подхода иногда дополняются третьим – оценочно-ориентированным (в число компонентов которого входят отрицание, признание, социальная оценка, переоценка и логический анализ).


Мус и Биллингз (1982) различают следующие методы преодоления:
     

- Активно-познавательный. Личность стремится упорядочить свою оценку стрессовой ситуации.

- Активно-поведенческий. Поведение личности нацелено непосредственно на  стрессовую ситуацию.

- Уклонение. Личность уходит от конфронтации со стрессом.


Грингласс (1993) недавно предложила метод преодоление стресса именуемый социальным преодолением, который включает социальные и межличностные, а также познавательные факторы. Ее исследование выявило существенные взаимосвязи между различными видами социальной поддержки и формами преодоления стресса (а именно, проблемно-ориентированными и эмоционально-ориентированными). Выяснилось, что женщины, как правило, лучше приспособленные к межличностному взаимопониманию, чаще прибегают к социальному преодолению.


Кроме того, к перечисленным методам можно добавить еще один, именуемый превентивным преодолением, включающий ранее публиковавшиеся работы о здоровом образе жизни (Роскиз, 1991). Вонг и Рекер (1984) также поддерживают превентивный метод как нацеленный на обеспечение благосостояния индивида и снижение вероятности возникновения проблем в будущем. Превентивная методология включает такие действия, как физические упражнения и отдых, а также выработку правильного режима сна и питания, планирование, использование времени и навыков социальной поддержки.


Еще один метод преодоления, который трактуется, как широкий взгляд на личность индивида (Уотсон и Кларк, 1984), включает концепции негативной эмоциональности (НЭ) и позитивной эмоциональности (ПЭ). Люди с высокой НЭ при анализе собственной личности, других людей и окружающей среды в целом, акцентируют негативные моменты и проявляют большую склонность к расстройствам. Лица с высокой ПЭ сосредотачиваются в указанных случаях на позитиве и проявляют меньшую склонность к расстройству.


Эти два подхода могут влиять на восприятие личностью числа и масштабов потенциальных стресс-факторов, равно как на их ответную реакцию (а именно восприятие индивидом имеющихся в его распоряжении ресурсов и выбор стратегии преодоления). Таким образом, лица с высокой НЭ будут при анкетировании занижать объем имеющихся ресурсов и, скорее всего, изберут неэффективную (пораженческую) линию поведения (такую как взрывы эмоций и уклонение от преодоления стрессов), в то время как выбор эффективной стратегии (такой как активные действия и познавательное переосмысление проблемы) для них менее вероятен. Индивиды с высокой ПЭ будут более уверены в своих возможностях и используют более продуктивные стратегии преодоления.


Концепция ощущения взаимосвязи (ОВ) Антоновски (1979; 1987) во многом перекликается с ПЭ. Он определяет ОВ, как комплексный взгляд на мир, разумный и постижимый. Такая ориентация позволяет индивиду, прежде всего, сконцентрироваться на конкретной ситуации, а затем урегулировать проблему и успокоить связанные с ней эмоции. Личности с высоким ОВ имеют мотивацию и ресурсы для подобного рода линии поведения, способной решить проблему. Кроме того, они скорее осознают важность эмоции, испытывают конкретные эмоции и способны регулировать их, а также скорее берут на себя ответственность за развитие событий, вместо того, чтобы обвинять других и навязывать им свою точку зрения. Проведенные с тех пор объемные исследования подтвердили правильность концепции Антоновского.


Методы преодоления стресса могут рассматриваться со ссылкой на степень сложности и гибкости (Лазарус и Фолкман, 1984). Люди, использующие различные стратегии, прибегают к комплексным методам; те, кто предпочитает одну стратегию, останавливаются на одном методе. Те, кто пользуется одной и той же стратегией для урегулирования различных ситуаций, придерживаются жесткой линии поведения; те, кто прибегает к различным стратегиям в одной или нескольких ситуациях, склонны проявлять гибкость. Гибкий стиль продемонстрировал на практике целый ряд преимуществ по сравнению с жестким.


Методы преодоления обычно изучаются по средствам анкетирования или индивидуального опроса, в ходе которых выясняется, каким образом респонденты реагируют на воздействие того или иного конкретного стресс-фактора. Опросный лист, разработанный Лазарусом и Фолкманом (1984), "Анкета методов преодоления", наиболее часто используется в исследовании проблемно-ориентированных и эмоционально-ориентированных линий поведения. Деве (1989), с другой стороны, часто использовал в своих исследованиях собственные описания индивидами методов преодоления стрессов.


Существует ряд практических моментов, которые заслуживают упоминания применительно к анализу методов преодоления. Прежде всего, к ним относятся уровень образования и аутотренинг, которые обеспечивают индивида информацией, и зачастую сопровождаются самооценкой, в совокупности позволяя ему критически изучить его собственный стиль поведения, равно как другие методы преодоления стресса и их потенциальную эффективность. Подобного образа информация, как правило, положительно воспринимается, особенно теми, на кого она направлена, однако полезность этой информации, ее реальная помощь в преодолении стресс-факторов реальной жизни не всегда очевидна. Фактически те исследования, которые рассматривали индивидуальные методы преодоления (Шинн и др., 1984; Ганстер и др., 1982) выявили ограниченную ценность подобной информации, особенно в свете последующего развития событий (Мэрфи, 1988).


Маттесон и Иванцевич (1987) выделили изучение методов преодоления в качестве составной части долгосрочной программы подготовки к борьбе со стрессом. Они включали совершенствование навыков преодоления по трем направлениям: познавательному, межличностному и урегулирования проблем. Навыки преодоления классифицируются как проблемно-ориентированные и эмоционально-ориентированные. Проблемно-ориентированные навыки включают решение проблем, распределение времени, навыки социальной коммуникабельности, восприятия, изменение стиля жизни и прямые действия по изменению условий окружающей среды. Эмоционально-ориентированные навыки направлены на облегчение расстройств и регулирование эмоций. Они включают отрицание, выражение чувств и релаксацию.


Подготовка этой статьи осуществлялась при поддержке факультета административных исследований Йоркского университета.